икона божией матери

Храм Казанской иконы Божией Матери г.Владивостока

Тел.: 8 (423) 251-10-99

Открыт ежедневно с 8:00 до 19:00

г.Владивосток, ул. Верхнепортовая, 74

  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • вид храма(отредактир)
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
3
7
8
10
Дата : Четверг, 10 Сентябрь 2020 г.
14
15
22
24
28

Анонс событий

Иконография праздника Крестовоздвижения

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение — Господский праздник.

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника — 4 октября. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

В этот день у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

Иконография праздника Крестовоздвижения

В церковном искусстве есть изображения, когда требуется некоторое время, чтобы понять, о каком именно событии рассказывает икона, фреска или мозаика. Но есть и другой пласт сакральной живописи — там человек, даже слабо знакомый с Писанием и Преданием, легко узнаёт изображенный сюжет. К таким иконам относится и образ праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Что изображено на иконе Воздвижения Креста Господня?

Воздвижение Креста Господня. Невьянская икона. 1830-1840гг.

В общих чертах канонический иконографический сюжет Крестовоздвижения выглядит следующим образом: в центре композиционного поля находится крест. Он стоит на высоком ступенчатом возвышении, а его поддерживают несколько священнослужителей, при этом хотя бы один из них всегда облачен в епископские одеяния. Помост, на котором стоят клирики, окружен верующими людьми, а позади помоста виднеется большой однокупольный храм. На разных изображениях некоторые их перечисленных деталей могут отсутствовать, но центральная часть — Крест и держащие его священнослужители — всегда остается неизменной. Собственно, центральная часть — это и есть первоначальный и наиболее древний вариант иконы Крестовоздвижения, который сформировался в IX веке и передает сразу три исторических события.

воздвижение креста господня

Первое произошло в 326 году. Провозгласив в Римской империи политику веротерпимости и лично симпатизируя христианству, император Константин на государственном уровне развернул программу по поиску и сохранению тех артефактов, которые так или иначе связаны с жизнью Христа, Богородицы и наиболее известных святых. Непосредственное руководство программой взяла на себя мать Константина — императрица Елена. Стараниями этой сильной женщины были найдены и привезены в Рим многие христианские святыни, но практически всю свою жизнь в Церкви Елена посвятила поиску одной-единственной реликвии — Креста, на котором был казнен Спаситель.

Поиски были долгими и трудными. Агенты римских спецслужб исходили поначалу всю Палестину, но после нескольких лет неудач надежда почти покинула их. Однако Елена оставалась непоколебимой, и после очередного извещения о безрезультатных поисках села на корабль и отплыла в Святую Землю, чтобы лично возглавить экспедицию. Императрица верила, что Крест цел. Не мог же Господь допустить, чтобы такой ценный предмет, связанный с нашим спасением, бесследно пропал!

Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.

Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.

Царица решила сконцентрировать поиски в Иерусалиме, и интуиция не подвела ее. После того, как были допрошены все старожилы, один старый еврей сказал, что знает место, где его предки закопали Крест. Это был холм, на котором стоял храм римской богини Венеры. Елена приказала разрушить святилище и буквально по миллиметру снести холм. Старания экспедиции увенчались успехом. Была найдена гробница Спасителя, где Он покоился три дня до Своего воскресения. А спустя некоторое время нашли и сам Крест, засыпанный различным строительным мусором. Когда святыню, в конце концов, нашли, ликованию народа не было придела — все хотели видеть бесценную реликвию. И тогда иерусалимский святитель Макарий с помощью нескольких священников поднял Древо на высокий помост, и все присутствовавшие могли узреть великую святыню.

Русская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Как известно, в пещере был найден не один крест, а три, и табличка от Креста Христова, лежащая отдельно. В нижнем регистре русской иконы XVI века изображено это и последующие события: внесение трех крестов в Иерусалим, опознание святого Креста возложением на умершего.

Русская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Как известно, в пещере был найден не один крест, а три, и табличка от Креста Христова, лежащая отдельно. В нижнем регистре русской иконы XVI века изображено это и последующие события: внесение трех крестов в Иерусалим, опознание святого Креста возложением на умершего.

Второе событие, к которому возводит зрителя икона праздника, произошло в первой половине VII столетия. Незадолго до начала арабских завоеваний между Византией и Персией развязалась война, в ходе которой персидский царь Хозрой II разграбил Иерусалим, пленив патриарха и увезя с собою Крест Христов. Однако спустя 14 лет императору Ираклию удалось разгромить персов и освободить патриарха вместе с главной реликвией христиан. Торжественной процессией святитель и монарх несли Крест в Иерусалим, но у входа в Храм Гроба Господня их остановил ангел и приказал Ираклию снять с себя все царские знаки отличия и нести Древо так, как его нес Сам Христос — то есть как простой человек. Только выполнив веление ангела, император смог внести Крест в храм. И снова — как и при Елене — Крест был воздвигнут на высоком помосте, чтобы весь собравшийся люд мог увидеть орудие нашего спасения.

Третье же событие — это не столько некое «одноразовое» происшествие, сколько традиция, которую свято блюли в Константинополе. В особые дни года на возвышение перед алтарем храма Святой Софии выносилась часть Животворящего Древа, и патриарх поднимал ее над всеми верующими. Этот чин возник как подражание тому воздвижению, которое произошло в Иерусалиме. Церемонию поднятия Креста можно увидеть до сих пор в большинстве православных и униатских кафедральных соборов. Посреди храма устанавливается помост (кафедра), куда восходит епископ и на четыре стороны осеняет верующих крестом, хранящемся в алтаре. По благословению правящего владыки этот чин может совершать и заслуженный приходской священник, но это почетное право дается единицам как особая привилегия.

Символика иконы Крестовоздвижения

Изначальная композиция праздничного изображения, как мы уже отмечали, была весьма простой. На ступенчатом возвышении стоит священнослужитель в епископских одеяниях и держит Крест. Руки человека нарисованы так, что создается впечатление, будто он либо только-только начинает поднимать Крест, либо уже его опускает. То есть налицо желание художника передать момент благословения молящихся. Со временем фигура архиерея дополнилась предстоящими клириками — священниками и диаконами, которые помогают епископу держать тяжелый Крест.

Крестовоздвижение

С течением времени вместе со священнослужителями на возвышении стали изображать императрицу Елену. Она либо просто стоит вполоборота к Кресту, либо еще и держит в руках блюдо с гвоздями, найденными вместе с Крестом. Иногда к Елене присовокупляется Константин. Исторически такой вариант композиции неверен, но изображение императора на иконе вполне логично, ведь это он был инициатором собирания воедино христианских реликвий. Иногда Крест держат исключительно Константин и Елена, как это показано, например, на мозаике Святой Софии в Константинополе.

В Московском государстве XVII века встречались и такие иконы, на которых рядом с римскими государями можно увидеть русского царя и московского патриарха. Это, конечно, крайность с точки зрения истории, но, тем не менее, эта деталь была очень важна для московитов, поскольку подчеркивала идею духовного единства и преемственности Рима Древнего, Рима Нового и Рима Третьего, коим Москва себя и считала.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Нижнюю часть иконы занимает народ. Иногда изображено много людей, иногда — мало, а иногда — и вовсе нет никаких фигур. Однако такое бывает довольно редко, и чаще всего на иконах есть изображения молящихся. По одной трактовке — это жители Иерусалима, которые с ликованиями встречали обретенную святыню. По другой версии, фигуры символизируют собою всех христиан, всю совокупность земной Церкви, которая почтительно покланяется Святому Кресту, сделавшемуся орудием нашего спасения.

 

Икона "Воздвижение Честного Креста" Россия, XIX - ХХ век.

Икона "Воздвижение Честного Креста" Россия, XIX - ХХ век.

 И, наконец, позади центральной композиции просматривается схематическое, но очень отчетливое и ни с чем не перепутываемое изображение храма (чаще всего - однокупольного). Иногда храм показан не снаружи, а как бы изнутри, как бы в разрезе, а само воздвижение происходит, по сути, под его сводами. Этот элемент можно трактовать по-разному. Исторически и первый Храм Гроба Господня, и Святая София имели по одному гигантскому куполу. Также это изображение символизирует любой христианский храм, в котором совершаются Евхаристия и Таинства. Но еще важно вспомнить, что храмовые или городские постройки на канонической иконе имеют и более глубокий аллегорический смысл. Они символизируют собою Небесный Иерусалим — нашу небесную отчизну и главную вожделенную цель, которую стремятся достичь все те, кто истинно и искренне верит во Христа Спасителя.

По материалам журнала "Фома"

Молебны в храме при морском университете

Молебны святителю Николаю Чудотворцу в храме Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского будут отслужены:

17 сентября, четверг, в 17.00

24 сентября, четверг, в 17.00

1 октября, четверг, в 17.00

Петров пост

В понедельник 15 июня Православная Церковь отметит начало Петрова поста 2020 года.

Петров пост называется так в честь святых апостолов Петра и Павла. Он установлен в память о том, как апостолы постились перед евангельской проповедью всему миру. Этот пост еще называют Апостольским. Начало Петрова поста — всегда в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней Петров пост всегда 12 июля. Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В нынешнем году этот пост продлится четыре недели – с 15 июня по 11 июля включительно, его завершением станет день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля.

Из четырех крупных православных постов Петров считается не строгим. Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Это гнев, раздражение, о ссоры и любые другие отрицательные поступки, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Основной смысл поста – подготовка верующих к празднованию памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, но, конечно, и борьба со своими страстями, а также совершение дел милосердия.

Мы должны понимать, что у каждого могут быть свои личные обстоятельства, влияющие на меру поста. Такие ситуации лучше всего обсуждать со своим духовником.

Данный календарь приводится не в полном соответствии со строгим монастырским уставом: традиционно Петров пост менее строгий. На основе этого календаря можно понять, какие дни в пост являются более строгими, какие – менее. Но каким именно ограничением будет измеряться ваша мера строгости поста следует определять из личного опыта, обстоятельств и посоветовавшись с духовником или знакомым священником.

 

 

 

Мы помолимся о вас и ваших близких

Дорогие братья и сестры!

Настоятель нашего храма протоиерей Ростислав Мороз в обращении к прихожанам отметил: "Используя возможности нашего сайта, вы можете участвовать в молитве дистанционно, подав записку с именами через сайт. Для этого в правом столбце меню сайта нужно кликнуть на окошко с голубями «мы помолимся о вас и о ваших близких» и следовать инструкции.

Главное Таинство Церкви

«Вкушающий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную»

Об этом написаны тонны книг. Необъяснимое, страшное и не вмещающееся в разум событие. Обедня, Причастие, Божественная Литургия, Святая Евхаристия. Соединение с Богом, приобщение Богу. Познать это отчасти возможно только будучи внутри Тела Церкви.

Предлагаем Вам подборку статей на эту тему  https://foma.ru/tag/prichastie

 

 

 

 

 

 

В первый раз ко Причастию. Как?

 

Если Вы хотите подойти ко Причастию,но не знаете как  сделать это правильно и Вам  не у кого спросить - мы с радостью расскажем об этом!

Святая Евхаристия,   Причастие ( Тела и Крови Господа и Бога нашего Иисуса Христа), обедня, литургия  - так по разному называют это Таинство. Оно является главным событием в жизни Церкви и в жизни любого христианина. Если вы осознали свою беспомощность и нужду в Боге, и решили подойти к Нему и принять Его в свою жизнь - вы уже сделали  половину дела. Даже 80 процентов :) 

Для вас (как и для любого другого верующего православного христианина) есть общее молитвенное правило, которое стоит выполнить перед тем, как подойти к Чаше. Молитва - это не просто слова, молитва - это труд.  Потрудимся произнести слова молитвы осознанно, вникнем в них глубоко!  

Итак, во-первых, необходимо прочитать (вслух или про себя) 3 канона: первый (покаянный) - ко Господу нашему Иисусу Христу,второй ( молебный)  - ко Пресвятой Богородице, третий  - святому Ангелу Хранителю. Дальше следует прочитать Последование ко Святому Причащению (включающему в себя 1 канон и молитвы).  Все это  можно читать друг за другом сразу,а можно по частям, разделив  труд молитвы по дням. Поэтому стоит решить  для себя вопрос : читаю  все  сразу или по частям в течение недели, и начать готовиться  заранее.  

Накануне  Причащения (обычно  это происходит  в  воскресный день за Божественной литургией) )  необходимо  придти  на  вечернюю службу.В нашем храме вечерние службы начинаются в 17:00 по будням и в 16:00 по субботним дням.   Предварительно  дома, в спокойной обстановке  подумайте о  своих прегрешениях и запишите их   (примерный список можно увидеть в любом православном молитвослове, в самом конце " молитв на сон грядущим",  то есть вечерних молитв). Ближе к окончанию вечерней службы проходит Таинство Исповеди, где вы исповедуете ваши грехи перед Господом,  священник же является лишь свидетелем вашего покаяния. Так и говорите : прости меня, Господи, согрешил : леностью, пьянством, гневом...  Обычно после исповеди, прихожане берут у батюшки благословение   на принятие Святого Причастия. Так и просят : батюшка, благословите завтра на Причастие. Особо отмечаем: после 12 ночи следует воздержаться от пищи, воды и курения до самого момента принятия Святого  Причастия.  Это время  называется евхаристическим постом. Людям больным, принимающим лекарства, нужно подойти к священнику и рассказать об этом.   

Просим вас  учесть, что это -  самые общие рекомендации. Если у вас есть вопросы или вы затрудняетесь в выполнении чего-то из написанного, нужно обратиться к священнику  и проговорить эти моменты для определения индивидуальной траектории подготовки к Таинству Святого Причащения. Любой вопрос священнику  вы можете задать при личной встрече или  на сайте храма здесь   http://казанскийхрам.рф/sprosite-batyushku.

Придя на следующий день в храм, стоит помнить, что эта служба является продолжением вчерашнего богослужения. Просто теперь вы становитесь участником кульминации Божественной литургии - Святой Евхаристии. Служба двигается совершенным и выверенным порядком. В ней нет ничего лишнего или не нужного.  Когда же священник вынесет  Чашу с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа на амвон и скажет : "Со страхом Божиим и верою приступите" - перекреститесь, совершите поклон, поскольку к нам вышел Сам Бог и Царь, сложите руки на груди крестом, правую поверх левой и идите к Нему.  Перед Чашей креститься не нужно, чтобы случайно не толкнуть или не опрокинуть Святыню. Перед Чашей громко называем свое православное имя и широко открываем уста. Приняв Частицу, целуем низ Чаши и отходим к столику запить святой водой принятую Часть и съесть кусочек просфоры. По окончании службы подходим ко Кресту, который выносит священник и целуем Его, попутно слушая благодарственные молитвы по Святом Причащении. 

Следует  помнить, ЧТО вы приняли сегодня и стараться провести день как  можно более свято, спокойно, с любовью . Дома лучше еще раз прочитать благодарственные  молитвы по Святому Причащению. Они есть в конце Последования ко Святому Причащению. 

Как и у любого из начинающих, сначала будет непонятно и трудно. Не бойтесь, мы все через  это прошли! Поступив в 1 класс христианства, будем потихоньку, постепенно возрастать и укореняться в вере, читая  Святое Евангелие, Псалтирь и другую духовную литературу. Особенно волнующие вопросы можно задать батюшке у  нас на сайте http://казанскийхрам.рф/sprosite-batyushku.  Постоянные прихожане все возникающие вопросы решают после Исповеди при личной встрече со священником. 

Участвуя в Таинствах Церкви мы очищаем свое сердце от корки грехов. Высшим мерилом нашей духовной жизни есть Любовь. "Если я поступаю так, люблю ли я ближнего своего? Если Христос, любя нас, взошел на Крест - то что Я сделал ради Его Любви ко мне ? "...   Для начала я пришел утром на воскресную литургию, а не спал до обеда :)

Помоги всем нам, Господи!