Духовная жизнь невозможна без покаяния, без покаяния нет спасения. Чтобы начать новую, благодатную жизнь, надо оставить прежнюю, греховную. Невозможно одновременно любить добро и зло. Благовествование Спасителя мира Иисуса Христа началось с призыва к покаянию: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 17).

Таинство покаяния Господь установил после Своего Воскресения, когда, явившись Своим ученикам, собранным вместе, сказал им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 21-23).

Что нужно знать об исповеди

Исповедь — важнейшая часть покаяния. Это таинство примирения человека и Бога. То, как мы исповедуемся, очень мало зависит от наших знаний, способностей или воспитания. Хорошая исповедь бывает у тех, кто действительно хочет расстаться с грехами. Не стоит забывать о том, что грех – это не факт биографии, который можно легкомысленно забыть. Грех обладает растлевающей силой, он способен вызвать за собой цепочку последующих прегрешений, превратиться в страсть, которая подчиняет себе человека. Грех страшен своими последствиями, которые не всегда возможно просчитать, часто от чужого греха страдают совсем невинные люди. Очень часто дети страдают из-за грехов, сделанных их родителями. Но через таинство покаяния врачуются духовные болезни человека (страсти), и христианин, получив разрешение грехов, снова становится невинным и освященным, каким он вышел из вод крещения. Поэтому таинство покаяния называют «духовной врачебницей».

Совесть в первую очередь обличает человека в тяжелых грехах. Но если совесть ни о чем не говорит, то это часто значит лишь то, что совести долго «не давали слова» и она привыкла молчать. Поэтому, как правило, на первой исповеди человек мало в чем может покаяться. Но постепенно, из исповеди в исповедь, под воздействием благодати Божией, которая дается человеку в этом таинстве, у человека открываются духовные глаза и он начинает видеть свои грехи: сначала самые грубые, телесные, потом душевные и, наконец, те, которые приходят на уровне мыслей. Очень важно в своей духовной жизни «дорасти» до этого уровня, ибо любой грех, самый тяжелый, всегда начинается с маленькой мыслишки. И если вовремя ее заметить, можно избежать страшных последствий.

Решившись приступить к таинству, бояться сделать что-нибудь «не так» и в чем-то ошибиться не нужно. Бог принимает всех изначально такими, какие мы есть. Священник вас тоже не осудит: одной из распространенных ошибок в исповедании грехов является страх (который в данном случае сам по себе является вполне здоровым чувством) открывать «такие мерзкие вещи». К сожалению, скорее всего, это мнимая исключительность, являющяяся следствием нашей гордыни: священника, имеющего опыт совершения исповеди хотя бы в течение года, обычно бывает уже трудно чем-либо удивить. Несмотря на всю нашу индивидуальность и исключительность, набор грехов стандартен, а обстоятельства их совершения однообразны. Самым лучшим вариантом для врачевания души является соединение таинства исповеди и таинства Причастия.

Опытный священник может помочь исповедующемуся глубже разобраться в причинах его духовных неудач, его грехов и страстей, может указать на возможные средства для их преодоления. При этом следует помнить, что священник такой же человек, как все, что он тоже, несмотря на определенный опыт, может ошибаться. Но совершить таинство, разрешить человека от грехов может любой священник, так как он тут только посредник: непосредственно таинство совершает Сам Господь. Главное в исповеди — глубина нашего раскаяния. Если человек рассказывает о том, что его тяготит, даже просто близкому человеку, он уже получает облегчение. Тем более получит облегчение человек, который приносит покаяние в Церкви, перед Самим Христом. Любой священник знает, что раскрытие тайны исповеди третьим лицам в любом случае (даже если, например, преступник открывает свое злодеяние) категорически запрещено и является тягчайшим грехом для священнослужителя. Желательно (за исключением некоторых особых случаев) хранить тайну исповеди и тому, кто исповедывался в своих грехах. Поэтому если возникает необходимость кому-то что-то рассказать, лучше посоветоваться сначала с духовником. Если по непониманию или по ложному стыду человек скрывает какой-то грех на исповеди, все исповеданные грехи могут остаться непрощенными.

Для подготовки к исповеди можно взять хорошую книгу, — например, «В помощь кающимся» св. Игнатия Брянчанинова, «Накануне исповеди» о. Григория Дьяченко или «Опыт построения исповеди» о. Иоанна (Крестьянкина). Книга о подготовке к исповеди помогает увидеть и осознать грехи, которые мы позабыли, но она не заменяет собственных наших усилий. Помогает готовиться к исповеди и рассказ о мытарствах блаженной Феодоры из жития преподобного Василия Нового.

Совершение Таинства

Исповедь каждого происходит индивидуально и в некотором отдалении от других ожидающих своей очереди. Самое удобное время для исповеди — суббота вечером, когда в конце воскресной Всенощной священники выходят для исповеди прихожан, и к каждому из них выстраивается своя очередь. По-возможности, лучше исповедываться у более опытного духовника, но на практике обычно верующие выбирают себе пастырей, руководствуясь голосом своего разума и сердца. Самое главное, чтобы вы доверяли священнику, к которому вы подходите на исповедь. И если батюшка еще молод, но он вызывает у вас доверие, входит в вашу жизненную ситуацию, дает советы, от которых вы получаете несомненную пользу, то имеет смысл остановить свой выбор именно на нем. То же самое происходит накануне Двунадесятых и Великих праздников. В утреннее время до начала Литургии также устраивается исповедь: обычно один священник служит, другой (другие) в это время исповедует(ют). Но для того, чтобы не отвлекаться от самого главного богослужения — Литургии, лучше исповедоваться накануне.

Порядок исповеди следующий:

1) молитва священника;

2) исповедание грехов перед крестом и Евангелием, которые напоминают, что мы каемся перед Самим Христом;

3) слово священника, обращенное к каж¬дому лично в связи с его исповедью (если в этом есть необходимость), а также, если священник сочтет нужным, назначается епитимия (некоторое духовное задание, которое помогает человеку освободиться от последствий совершенного греха);

4) разрешительная молитва, которую священник произносит, накрывая голову кающегося епитрахилью. После разрешительной молитвы исповедывающийся прикладывается к кресту и Евангелию, в знак обещания впредь блюсти себя от этих грехов.

Как уже было сказано, примиряя человека с Богом, священник делает это не своей властью, а властью Христовой.

Важно помнить, что нет такого греха, который не будет прощен, если мы будем в нем каяться. Ключ от Царства Небесного у нас в руках: сумеем ли, или вернее — захотим ли мы им воспользоваться?

Милосердный Господь да сподобит нас принести Ему покаяние искреннее и нелицемерное…