Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Икона являет незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания.

 

Празднование Божией Матери 21 июля и 4 ноября в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление иконы в Казани в 1579 г. Через некоторое время после учреждения Казанской епархии и успешного распространения христианства была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери в городе Казани, получившей по этому случаю наименование Казанской.

По свидетельству будущего патриарха Гермогена, в 1579 г. Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, решившего поставить себе новый дом после пожара, который истребил половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.

В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня Чудеса от иконы начались еще при ее перенесении с места явления во храм: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита. В последствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.
На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

Будущий патриарх Гермоген в 1594 году, будучи тогда митрополитом Казанским, составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани».

Явление иконы Русская Православная Церковь празднует 21 июля, а в память освобождения Москвы и всей России от поляков в 1612 году установлено празднование Казанской Божией Матери 4 ноября.

В то время Россия переживала  тяжелые  времена, когда царило междуцарствие, сопровождавшееся беззакониями, грабежами, убийствами и смутами. Поляки овладели Москвой и многими русскими городами, а шведы взяли Новгород. И тогда русский народ  встал на защиту и освобождение своей столицы и отечества. К Москве стали стягиваться ополчения из разных городов. Ополчение из города Казани, составленное князем Пожарским, принесло с собой принадлежавший князю список с чудотворной иконы Божией Матери. Ратники поразили поляков, отняли у них хорошо укрепленный Новодевичий монастырь. Зимой 1611 года св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, встретило ее ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял командование князь Пожарский. Узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, ополченцы взяли ее с собою и постоянно молились перед нею, прося о помощи. 22 октября 1612 года ополченцы освободили Китай-город, а через два дня взяли и Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.

В память от избавления Москвы от поляков по воле царя Михаила Феодоровича Романова и благословению митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Православной Церковью установлено ежегодно 22 октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года стало всероссийским. Считается, что Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство.

Иконе Казанской Божией Матери молился русский царь Петр I с войском перед Полтавской битвой в 1709 году. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 году, и первая крупная победа была одержана в день праздника Казанской иконы 22 октября 1812 года. Тогда  русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы.

Несмотря на официальный запрет, известен ряд случаев благодатной помощи от Казанской иконы и в Великую Отечественную войну. Так, например, когда силы защитников блокадного Ленинграда были на исходе, жители города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери вокруг осажденного города. Это, несомненно, добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. Примечательно, что враг был остановлен на черте, «прочерченной» участниками крестного хода вокруг города.

В первую неделю Великого поста и праздник Торжества Православия, 13 марта 2011 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил руководителю Роскосмоса и членам экипажа космического корабля «Юрий Гагарин» Казанскую икону Божией Матери. 7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию.

Иконография Казанского образа представляет собой огрудный вариант Одигитрии-Путеводительницы. Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим жестом. Со временем Казанская икона Богородицы стала одним из самостоятельных иконографических типов Богородичных икон в России. Множество списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ.

Храмовой иконой нашего прихода является Казанский образ Богородицы.

Главная святыня нашего храма была написана ярославскими мастерами иконописной мастерской «Ковчег» по заказу и на средства прихожан в 2010 году. Мастерская «Ковчег» работает в Ярославле с 1994 года и входит в объединение «Патриаршие мастерские». Мастерская объединяет художников-иконописцев высокого профессионального уровня и не раз становилась лауреатом православных выставок. Современный стиль письма «Ковчега» основывается на традициях праздничной иконописи Ярославля XVII века – периоде формирования и расцвета ярославской школы иконописания. Иконам свойственна тонкая деталировка, яркость цвета, интенсивность золота и выразительность образов.

Не смотря на совсем небольшой срок пребывания, Казанский образ Матери Божией пользуется огромным почитанием прихожан. Люди молятся перед иконой и получают исцеление, помощь и поддержку в трудных ситуациях. В знак благодарности за благодатну­ю помощь от Пресвятой Богородицы­ по древней православной традиции люди оставляют золотые и серебряны­е украшения (крестики, цепочки, колечки) рядом с иконой. Эти украшения – зримое свидетельство об исполненных молитвенных прошениях.

Еще одна Казанская икона Божией Матери находится в алтаре и выносится для поклонения верующих по особым дням величания и храмовым праздникам.

Данный образ написан монахиней Херувимой. Особенность заключается в том, что это -список с Казанской иконы Божией Матери Горненского Иерусалимского монастыря.

Каждую среду перед Казанской иконой Божией Матери совершается молебен с акафистом. Начало в 18.00.

С упованием и надеждой обращаются люди к Заступнице Усердной – Божией Матери. И Пречистая, по вере, откликается на молитвы. Многие украшения перед иконой – это знаки благодарности за исцеление, обретение, исполнение просьбы.

Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна

18 июля (по новому стилю) 1918 года Великая княгиня Елизавета Федоровна (родная сестра императрицы Александры Федоровны, супруга генерал-губернатора Москвы, Великого князя Сергея Александровича Романова) и ее верная спутница инокиня Варвара были сброшены живыми в шахту в Алапаевске вместе с другими членами Императорского дома.

Позже, после отступления Красной Армии, тела мучеников были извлечены из шахты. Для сохранения останков Великих князей было принято решение перевезти их в Читу и там захоронить. Но из-за гражданской войны они отбыли в сторону Китая.
Из Харбина останки через Пекин, Тяньцзинь, Шанхай прибыли в Иерусалим, где их встретили русское и греческое духовенство, многочисленные паломники, которых революция 1917 года застала в Иерусалиме.
После гибели мужа от рук террориста в 1905 году, на собственные средства Елизавета Федоровна создала Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где трудилась по уходу за больными и бедными наравне с сестрами. После революции 1917 года отказалась покидать Россию.

Мощи Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары были единственными мощами новомучеников, вывезенными за пределы России. В 1921 году они были перевезены в Иерусалим и погребены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Русской Православной Церковью Великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара причислены к лику святых новомучеников Российских.
По инициативе Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России святые мощи были привезены в Россию. 25 июля 2004 года святыня прибыла во Владивосток.

Во время пребывания мощей во Владивостоке нашему храму были передан в дар мощевик преподобномученицы Елизаветы. Для этих мощей была заказана икона.  Православные верят, что иерусалимская святыня исцеляет от многих болезней, стоит только к ней прикоснуться. И действительно по молитвам святой великомученицы Елизаветы многие прихожане получают исцеление, помощь в нуждах, вразумление и разрешений трудных жизненных ситуаций. Все это дарит людям веру, надежду, избавляет от отчаяния.

                                                                                                    Преподобный Никандр Гродноезерский

 

                                                                                                   

Преподобный Никандр жил в XVI веке. Обладая истинным благочестием и ища уединенного иноческого жития, он поселился на берегу озера Городно в 47-ми верстах к северо-западу от города Боровичи. Постепенно около него собиралась братия. Возникла обитель, которая стала называться по месту Городноезерской, а по имени основателя – Никандровой. Братия построила церковь в честь Воскресения Господня. Обитель не отличалась многолюдством. По описи 1581 года в Городноезерском монастыре имелось: одна келлия игуменская и 10 келий братии. Из всех монастырей Новгородской земли Никандрова пустынь была одним из самых пустынных мест. Она в прямом смысле этого слова была пустынью (в еще большей степени это название относится к ней в наше время).

Преподобный Никандр дожил до глубокой старости и почил в 1603 году. Над могилою святого мужа, на­ходящейся в роще, за монастырем в начале XVII века была построена церковь во имя Всемилостивого Спаса. Позже над могилой появилась ча­совня, и в ней надгробие, имеющее вид раки.  Господь прославил Своего угодника чудесами исцеления, происходящими у его могилы.

В 2013 году исполнилось  410 лет преставления новгородского пустынножителя преподобного Никандра Городноезерского.

В 2008 году приморские паломники оказались под Новгородом, где в это время проводился Крестный ход с перенесением мощей преподобного. Паломникам удалось получить частицу мощей. Святыня с великим благоговением была доставлена в наш храм. Частица помещена в мощевик и прикреплена к иконе преподобного, которая по этому случаю была написана в Троице-Сергиевой лавре. С тех пор все просящие получают молитвенную помощь и покровительство преподобного Никандра.

Память преподобного Никандра празднуется 17 ноября (4 ноября по ст. стилю)