12 мая 2024 года, в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Антипасху, иерей Дионисий Гордеев в сослужении иеродиакона Феофана (Федосеева) совершил Божественную литургию в храме в честь Казанской иконы Божией Матери г. Владивостока.
Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под управлением Татьяны Балановской.
После сугубой ектении о. Дионисий вознёс молитву ко Господу о Святой Руси и о завершении строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Владивостока.
В завершение богослужения иерей Дионисий поздравил прихожан с продолжающимся празднованием Пасхи Христовой и сугубо поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин.
В проповеди о. Дионисий напомнил Евангельский отрывок, который читался в этот день – Евангелие от Иоанна, глава 20: 19-28:
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Полностью послушать проповедь иерея Дионисия можно здесь.
+ + +
Приставка «анти» используется довольно часто в нашей речи. Как правило, она несет в себе элемент борьбы, противостояния, даже враждебности. Почему первое воскресенье называется Антипасхой?
Приставка «анти-» переводится с греческого языка как «вместо», или «напротив». Антипасхой называется первое воскресенье после Пасхи. Оно завершает Светлую седмицу пасхальных торжеств и отражает древнюю церковную традицию, в которой этот день служил окончанием пасхального цикла. То есть Антипасха стоит напротив Пасхи, как бы оттеняет праздник с другой стороны.
В этот день Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома.
Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29), — говорит апостолу Спаситель.
«Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством, и временем! Не забыты Господом и мы, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями», — комментирует эти слова Христа святитель Игнатий (Брянчанинов). А значит, и мы, живущие двадцать веков спустя, тоже не забыты…
Источник: сайт журнала «Фома»