Этот праздник Церковь отмечает каждый год во второе воскресенье после дня Святой Троицы. В этом году – 21 июня.

Епископ Афанасий (Сахаров) почти 35 лет составлял службу Собору всех святых, в земле Российской просиявших. Поместный Собор 1917-1918 годов принял решение восстановить день всех российских святых в церковном календаре, а епископ Афанасий (Сахаров) начал работать над составлением нового богослужения. Работа шла медленно, чему виной были внешние обстоятельства.

Епископ Афанасий прошел через годы тюрем и ссылок, за 33 года своего епископства он, по его собственным словам, «был на епархиальном служении 33 месяца; на свободе, не у дел — 32 месяца, в изгнании — 76 месяцев, в узах и на горьких работах — 254 месяца…».

Работу над текстом службы русским святым епископ Афанасий закончил лишь в 1953 году. После этого до самой смерти в 1962 году редактировал и дополнял его. А в 2000 году владыка Афанасий был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских, и сам пополнил Собор всех святых, в земле Русской просиявших.

Полный текст службы всем святым в Земле Русской просиявшим доступен здесь

Текст, составленный епископом Афанасием, — это удивительная «словесная икона» гонимой Русской Церкви ХХ века. В стихирах на Литии преследуемая земная Церковь просит русских святых помолиться Богу за страдающую Родину и православных христиан, которые живут сейчас как гонимые и нагие пленники на чужой земле:

Глас 5. Подо́бен: Ра́дуйся: Прииди́те, Небе́снии предста́телие на́ши, к нам,/ ва́шего тре́бующим ми́лостивнаго посеще́ния,/ и изба́вите озло́бленныя мучи́тельскими преще́нии/ и лю́таго неи́стовства неве́рных,/ от ни́хже, я́ко пле́нницы и на́зи, гони́ми есмы́,/ от ме́ста на ме́сто ча́сто преходя́ще/ и заблужда́юще в верте́пех и гора́х./ Уще́дрите у́бо, прехва́льнии,/ и да́руйте нам осла́бу,/ утоли́те бу́рю/ и угаси́те е́же на ны негодова́ние,/ Бо́га моля́ще,/ подаю́щаго ва́ми земли́ на́шей ве́лию ми́лость.

В текстах службы упоминается лишь маленькая часть русских святых, поскольку лишь одно перечисление имен русских подвижников может занять несколько часов, в чем можно убедиться, открыв синодик русских святых (текст синодика по версии 2006 года сайта pravoslavie.ru).

 

Икона всех Русских святых монахини Иулиании (Соколовой)

«Все святые, в земле Русской просиявшие». Икона. 1934 г. (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры)

«Все святые, в земле Русской просиявшие». Икона. 1934 г. (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры)

Мария Николаевна Соколова (в монашестве Иулиания) начала писать икону «Собор всех святых, в Земле Русской просиявших» в 1930-х годах по благословению священноисповедника Афанасия (Сахарова). О каждом святом, который попал на образ, иконописец искала информацию по житиям и другим источникам, чтобы найти точное подобие иконописного изображения.

Владыка Афанасий подробно описал замысел этой иконы. На ней изображены Киев и Москва. Первый город – как основание русского Православия, а второй – как его сердцевина. На иконе также изображен Успенский собор Московского кремля как главная святыня, три иконы Богородицы, связанные с Русью – Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение», а также множество святых.

Образ, написанный монахиней Иулианией в 1934 году, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Конечно, на ней было физически невозможно изобразить всех русских святых (даже без учета новомучеников), и перед нами скорее образ святости, чем буквальное изображение всех русских святых.

По материалам журнала «Фома»