29 мая 2022 года, шестое воскресенье по Пасхе, посвящено воспоминанию чуда. Спаситель совершает невозможное не только по меркам 2000-летней давности – исцеление получает неизлечимо больной. Прозревает тот, кто родился слепым.
Евангельский слепой встретил Господа, и Христос исцелил его. Причем действовал не мгновенно и не слишком логично – начал с того, что наложил брение на очи. Казалось бы, влажный песок и земля вредны, могут ослепить и здоровые глаза, и тем более не полезны для слепых. Но соединение с Богом преображает верующего, об этом свидетельствует Евангелие.
К чему призывает нас Церковь в последнее пасхальное воскресенье, посвященное исцелению слепого?
- Помнить, всегда видеть перед глазами бренность земной жизни: иметь духовное зрение, память смертную оказывается важнее телесной способности видеть.
- Не менее важно верить: слепец не прекословил, а послушался. Он мог бы и усомниться, поскольку знал, что песок ослепляет, а не просвещает; да и в купальне Силоамской, очевидно, он и до этого много раз умывался, но исцеления не происходило.
- Трудиться, преодолевать себя – не так легко с брением на глазах через весь город дойти до купели, чтобы очиститься. Господь учит всех нас, что дары Божии даются не просто так, «труждающиеся и обремененные» призваны к Нему, но только трудом мы можем достигнуть купели спасения.
И это еще одно чудо, которое совершил Христос в субботу. Такая Его последовательность продиктована желанием показать людям пагубность бездумного исполнения правил и обрядов: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк 2:27).
Об исцелении слепорожденного рассказывает 9-я глава Евангелия от Иоанна. Только что Христа хотели побить камнями за Его проповедь в храме, и Он ушел прочь. И вот, идя вместе с учениками, увидел слепого, просящего милостыню. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (…) Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
Фарисеи и храмовые служители в чудо не верят и, допрашивая то родителей слепорожденного, то его самого, пытаются выяснить, в чем подвох, и уличить их во лжи! Но в итоге исцеленный в простодушии своем обличает своих допросчиков, говоря: …Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Уязвленные фарисеи выгоняют его с раздражением: Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь!
Христос, узнав, что его выгнали, Сам находит его и спрашивает: Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
У этого события, конечно, есть духовная параллель, о которой идет речь в богослужебных текстах: духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы.
И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин 9:30–41).
Подробнее о понимании смысла праздника читайте в наших материалах:
• «За что?» или «для чего?» – в материале Сергея Худиева о слепорожденном.
На заставке: Исцеление слепорожденного (фрагмент). Начало XIV века. Дуччо ди Буонинсенья
По материалам сайта журнала «Фома»