4 декабря — один из двунадесятых праздников Православной Церкви — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Между тем об этом событии не говорится ни в Евангелии, ни в других книгах Священного Писания. Откуда тогда о нем известно? И почему Церковь так торжественно празднует его?
Действительно, по своему статусу этот праздник — один из крупнейших в Церкви: он входит в число двенадцати самых значительных христианских праздников (так называемых двунадесятых) наряду с Благовещением, Рождеством Христовым, Преображением, Пятидесятницей (днем схождения на апостолов Святого Духа) и др.
Так было, правда, не всегда. Еще в XII–XIV веках праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, судя по сохранившимся богослужебным записям, уступал по торжественности многим другим. Да и возник он сравнительно поздно: если, скажем, Успение Пресвятой Богородицы христиане почитали уже в IV веке, то сегодняшний праздник возникает в лучшем случае при византийском императоре Юстиниане (VI век), а, возможно, и еще позже. Уверенно о нем сообщают только месяцесловы VIII века.
Что же такого важного нашли в этом событии следующие поколения христиан?
Об этом можно судить по праздничному тропарю — песнопению, которое в лаконичной форме как раз и выражает смысл празднуемого события. Вот этот тропарь:
Днесь благоволения Божия предображение, / и человеков спасения проповедание: / в храме Божии ясно Дева является, / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся, смотрения Зиждителева исполнение!
Перевод: Ныне предвестие милости Божией (к людям) и проповедь о спасении людей: в храм Божий торжественно входит Дева и всем возвещает о грядущем Христе. Громко воскликнем к Ней и мы: радуйся, исполнение Промысла Создателя о нас!
Ветхий Завет был полон пророчеств о грядущем Мессии (по-гречески — Христе, а в русском переводе — Помазаннике Божием); о Спасителе, Который явится в свое время, чтобы избавить народ Божий от всех бед, восстановить справедливость и примирить людей с Богом. Чем ближе становились сроки (а они были известны достаточно точно из Книги пророка Даниила), тем более напряженным становилось ожидание: когда же появится та, которая станет матерью Спасителя? И вот наконец это случилось. Маленькую девочку ввели в Иерусалимский храм — единственное на земле место, посвященное Единому Богу, некогда открывшему Себя израильтянам и возвестившему, что однажды Он Сам придет в Свой храм, придет внезапно (ср.: Мал 3:1). Ее вхождение в этот храм, и не просто в храм, а в Святая святых — особое место, отделенное от всего храмового пространства завесой, куда мог входить только первосвященник (да и то однажды в год!) и где мистически присутствовал Сам Господь, — это событие стало первым зримым, очевидным для людей пророчеством о Христе, указанием на то, что времена исполнились и Господь уже грядет.
В другом праздничном песнопении — кондаке — Дева Мария сама уподобляется живому храму: Она входит в храм Божий, а вместе с Нею и Сам Господь:
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
Перевод: Пречистый храм Спасов, драгоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией — ныне вводят Ее в дом Господень, и с Нею нисходит благодать Духа Божия. Воспевают Ее ангелы Божии: Дева сия — жилище Бога Небесного.
Позднее апостол Павел напишет христианам одной из греческих общин: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16) С тех пор мысль о том, что задача христианина — стяжать Духа Святого, сделаться обителью, в которой сможет обитать Бог, прочно входит в церковное сознание и неоднократно звучит из уст многих святых (например, преподобного Серафима Саровского). Но Дева Мария должна была стать храмом Божиим в самом что ни на есть прямом смысле! Ей предстояло стать Матерью Сына Божия! И это обстоятельство сделало Ее вхождение в храм совершенно уникальным событием: еще не войдя в Ее чрево, Господь уже предвозвестил таким образом Свое скорое явление в мир. А введение Девы Марии в Святая святых — событие, повторимся, совершенно беспрецедентное, которое могло стать возможным только по особому откровению, полученному священником, — стало Ее освящением, подготовкой к тому необычайному делу, для которого Ее готовил втайне от всех Господь. И еще это было ярким указанием на абсолютную парадоксальность, несводимость ни к каким человеческим представлениям того дивного события, которое должно было свершиться уже через несколько лет. Бог сделался человеком! Творец вселенной, Которого и небеса не могут вместить, вошел в девическую утробу и родился в Им же созданный мир!
Как поется в другом богослужебном песнопении, звучащем на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, даже Ангелы были поражены случившимся в тот день:
Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева вниде во Святая Святых.
Перевод: Ангелы, видя вхождение Пречистой, удивились: как могла Дева войти во Святая святых?
Введение во храм Девы Марии стало первым из знамений, указывающих на приход в наш мир Бога. Вот почему Церковь придала этому событию, на первый взгляд не самому значительному и даже не описанному в Евангелии, такой вес.
Полностью статью можно прочитать в журнале «Фома»
Об истории праздника можно прочитать здесь.
Иконография Введения во храм Пресвятой Богородицы
На иконах, посвященных событиям Введения во храм Пресвятой Богородицы, сама Божия Матерь изображается в центре композиции. На ней надет мафорий — традиционная одежда замужних женщин. Рядом стоят святые праведные Иоаким и Анна — родители, которые привели ее в Иерусалимский Храм.
Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатер, сень над престолом). Встречает Деву Марию священник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Также на иконе мы видим лестницу из пятнадцати ступеней — по Преданию, трехлетняя Богородица преодолела их самостоятельно, без помощи взрослых.
Богослужение Введения во храм Пресвятой Богородицы
В день Введения во храм Пресвятой Богородицы праздничное богослужение состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. Священнослужители одеты в белые и/или голубые облачения.
Молитвы Введения во храм Пресвятой Богородицы
Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы
глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Перевод:
Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: «Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя».
Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы
глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
Перевод:
Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, ныне вводится в дом Господень, совводя с Собою благодать Божественного Духа; Ее воспевают Ангелы Божии: «Она – жилище небесное».
Величание Введения во храм Пресвятой Богородицы
Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
Перевод:
Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Богом избранная Отроковица, и почитаем Твой вход в храм Господень.
Молитва
О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Без-смертному Жениху нашему и Сыну Твоему Христу, Спасителю и Богу на-шему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Проповеди на праздник Введения Пресвятой Богородицы
Фильм о празднике
«Введение во храм» — один из фильмов телевизионного документального цикла «Праздники» (2013), рассказывающего о важнейших событиях годового круга христианского календаря. Это просветительский образовательный проект студии «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Автор и ведущий — митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
Митрополит Иларион проведет зрителя по Иерусалимскому Храму, попытается приоткрыть завесу тайны над историей вхождения Божьей Матери во Святая Святых.
В фильме говорится также о смысле Рождественского поста и о христианском воспитании детей.
Фильм можно посмотреть здесь.