Будущий святой родился около 680 года в столице Сирии Дамаске в семье христианина Сергия Мансура, бывшего казначеем при дворе халифа. Иоанн получил отличное образование от одного ученого монаха, которого его отец выкупил на невольничьем рынке. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.
С жизнью преподобного тесно связана история образа Божией Матери «Троеручица».
В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества. За ревностное почитание святых икон святой Иоанн был оклеветан императором-еретиком Львом III Исавром (717-740 гг.) перед Дамасским калифом в государственной измене.
Правитель Дамаска приказал отсечь кисть руки у преподобного и повесить ее на рынке. Вечером того же дня святой Иоанн выпросил у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и стал молиться перед иконой Божией Матери. Он просил Богородицу исцелить руку, писавшую в защиту православия.
После долгой молитвы святой Иоанн задремал и увидел во сне, что Божия Матерь пообещала ему скорое исцеление. При этом Она повелела ему без лени трудиться этой рукой. Проснувшись, преподобный Иоанн увидел, что рука снова на месте и невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица».
По преданию, преподобный Иоанн также написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая является частью Литургии святого Василия Великого.
Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в сербской Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону.
Во время нашествия турок на Сербию христиане поручили икону попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который самостоятельно пришел в Хиландарский монастырь на Афоне. С тех пор, чудотворный образ пребывает в этой обители, причем занимает игуменское место.
До сих пор в монастыре избирается только наместник, а монахи, по обычаю, получают от иконы благословение на все послушания.
Преподобный Иоанн Дамаскин известен целым рядом богословских и философских трудов, дошедших до наших дней («Изложение православной веры», «Против ересей», «Философские статьи» и др.).
Источник: сайт журнала «Фома»
* * *
Икона «Троеручица» относится к наиболее распространенному иконографическому типу Одигитрия. На нем Пречистая Дева держит Младенца Христа одной рукой, а другой указывает на Него как на Спасителя мира. Хорошо известный образ дополнен необычной деталью — еще одной рукой, появление которой имеет свою историю.
Начало почитания этой иконы связывают с именем преподобного Иоанна Дамаскина, богослова, гимнографа и учителя Церкви VIII века. В период иконоборчества — общественно-политического движения в Византии против почитания икон — он написал три трактата в защиту святых изображений. Будучи подданным Дамасского халифата, а не Византии, Иоанн не мог быть осужден за это византийским императором-иконоборцем Львом III. Но император все же нашел способ отомстить святому. Он оговорил Иоанна, который занимал высокий государственный пост, перед халифом, и тот осудил своего сановника. Святому отрубили кисть правой руки. Согласно преданию, Иоанн забрал кисть и, приложив ее к ране, молился перед иконой Божьей Матери. Затем он задремал. Во сне страдальцу явилась Богородица и велела и дальше использовать исцеленную руку на благо Церкви. Когда святой проснулся, рука была цела и невредима. В благодарность преподобный Иоанн заказал отлитую из серебра руку и приложил ее к образу.
Так что рука, которую мы видим на иконе «Троеручица», не рука Богоматери, а дар в память о совершенном Ею чуде.
С ХIV века древняя чудотворная икона находится на Афоне, в сербском монастыре Хиландар. В течение нескольких столетий в обители не было должности игумена, и считалось, что всем управляет Сама Богородица. До того как в конце ХХ века тут были возобновлены выборы игумена, монахи с молитвой шли к «Троеручице» для решения сложных вопросов.
Описание иконы «Троеручица»
Древняя святыня, хранящаяся на Афоне, — это деревянная двусторонняя икона высотой около метра. На оборотной стороне сохранилось изображение святителя Николая. В отличие от большинства икон типа Одигидрия, на иконе «Троеручица» Богородица держит Младенца правой рукой, а указывает на Него левой. Взгляд Пречистой устремлен вперед, на молящихся. Христос смотрит на Мать.
Интересно, что в описаниях иконы «Троеручица» в ризе* (*Риза, или оклад, — накладное украшение на иконах, покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов, как правило, самого лика и рук изображенного) и без нее расположение третьей руки будет разным. Сейчас она находится в левом нижнем углу. Там ее поместили на сделанном в XIX веке окладе. Но если рассматривать фотографию образа без оклада, то на живописной поверхности можно заметить следы от нескольких вотивных (т. е. сделанных в знак данного перед Богом обета или благодарности) даров, в том числе кисти, напоминающей о произошедшем в VIII веке чуде. Она располагалась под левой рукой Девы Марии.
Ближе к этому месту рука нередко располагается и на списках с оригинальной иконы. При этом на копиях русских иконописцев ее часто изображали не как приложенную, а как живую, принадлежащую Богоматери. Несмотря на то, что в 1722 году Святейший Синод издал указ, требующий не писать «иконы противные естеству, истории и самой истине», в том числе «образ Богородицы с тремя руками», в таком виде «Троеручица» встречается довольно часто.
Значение иконы «Троеручица»
Не запутаться, где чья рука, помогает понимание значения иконы «Троеручица». Само название Одигитрия (Путеводительница) и иконография этого образа напоминает, что Богородица указывает верующим путь к спасению. Одной рукой Она держит Младенца, Которому предстоит стать Спасителем мира, а другой — указывает на Него. Третья, дополнительная, рука, отлитая из металла, была добавлена на икону преподобным Иоанном Дамаскиным. Эта деталь рассказывает историю защитника святынь от иконоборцев.
Как уже было сказано, гнев императора-иконоборца Льва III, оговорившего богослова перед халифом, был вызван его работой «Три защитительных слова против отрицающих святые иконы», в которой преподобный Иоанн разделяет поклонение Богу и почитание святынь. Чудо, последовавшее за молитвой к Богородице, подтвердило правоту автора. Так что в образ Богородицы «Троеручица» заложено несколько значений. Это подтверждение истинности иконопочитания и радость от возможности видеть перед собой изображение Матери Божьей, молиться Ей и получать от Нее ответ на молитву.
Особое значение иконе «Троеручица» придают в афонском монастыре Хиландар, где она до сих пор находится рядом с игуменским троном.
Молитва «Троеручице»
Вспоминая удивительную историю преподобного Иоанна Дамаскина, верующие с любой своей нуждой могут обратиться к Матери Божьей перед Ее иконой. Но, стоя перед этим образом, не нужно забывать, что это не молитва «Троеручице» как «трехрукой помощнице», а обращение к Пречистой Заступнице, на иконе Которой необычное изображение кисти — лишь напоминание о том, на какие невероятные чудеса способен Господь. Молиться перед «Троеручицей» можно любой известной молитвой, своими словами или используя специально составленные тексты.
Тропарь, глас 4
Яко звезда светозаряющая, из Сербии на Афон чудесно прииде всечестная икона
Твоя Троеручица, юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши, яко Божественный дар свыше, прославляет Тя, Владычицу, и умильно вопиет: не остави милость Твою от нас, но пребуди с нами во веки.
Кондак, глас 3
Дева днесь благоволение к нам являет, Гора же Афон благодарение Ей приносит,
Ангели и иноцы славословят, Троеручица из Сербии чудесно путешествует: нас бо ради
прииде и вселися во святую обитель Хиландарскую.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Троеручица»
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину
явившая, яко веру истинную — надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.
Молитва 2-я Пресвятой Богородице пред иконой «Троеручица»
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся
Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя.
Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши
нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице.
Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.