В четвёртую неделю по Пятидесятнице Русская Православная Церковь празднует Собор Псково-Печерских святых — людей, которые прославились своим монашеским подвигом в древнем Псково-Печерском монастыре. В 1988 году, в год 1000-тилетия Крещения Руси, на Святой горке Псково-Печерской обители был заложен храм в память сонма святых преподобных Псково-Печерских, а в 1990 году по благословению Патриарха Пимена (который сам был долгое время игуменом этой обители и проникся особой любовью к святым подвижникам монастыря) установлено особое празднование Собору Псково-Печерских святых.

Датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда была освящена выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) он находился в пределах независимой Эстонии, благодаря чему не был закрыт, в то время, как все монастыри на территории СССР были закрыты к концу 1920-х годов.

Преподобный Иона — непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева‑Ливонского (ныне г. Тарту). В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев‑латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, отец Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове.

Здесь он впервые услышал о «Богом зданной пещере». Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело священника вместе с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители. По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. После кончины преподобной Вассы, чудесное знамение указало на праведность женщины и на святость пещеры, где её погребли. Преподобный Иона собственноручно ископал там пещерную церковь, с которой начался Псково-Печерский монастырь.

Из первых старцев Псково-Печёрской обители по имени известен лишь один Марк. Он был одним из первых старцев, живших в пещерах близ Пскова. Второй игумен Печерской обители внёс имя старца Марка в монастырский синодик. Когда была выкопана пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширены погребальные пещеры, игумен Дорофей нашел гроб преподобного Марка истлевшим, а мощи и одежду невредимыми.

Настоящий расцвет обители связан с именем её игумена, преподобномученика Корнилия. Более сорока лет он был игуменом обители. При нём монастырь стал культурным центром Псковской земли. Царь Иван Грозный получил ложный донос на отца Корнилия, по которому тот обвинялся в измене. По монастырскому преданию, царь в гневе сам отсёк голову Корнилию, но тут же раскаялся и на руках отнёс тело в церковь. Тогда же пострадал от несправедливых обвинений сподвижник игумена Корнилия, преподобномученик Вассиан Муромский. Преподобный Дорофей Югский, схимник Псково-Печерской обители, основал монастырь на Ярославской земле. А преподобный Лазарь Прозорливый почитается за тяжесть своего монастырского подвига. Господь даровал ему особую духовную мудрость и кротость, а также способность прозревать судьбы человеческие.

В ХХ веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны были разрушены братский корпус, одна из церквей и стена монастырского собора. Другие монастырские храмы и постройки также пострадали от артиллерийских обстрелов. Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 годы, а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием — воином и художником (1959‑1975). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).

В мирные годы XXвека Псково-Печерский монастырь прославился духовными подвигами старцев — подвижников веры и благочестия. За их советами в Печоры стекались сотни паломников. Известными старцами обители были преподобный Симеон (Желнин), митрополит Вениамин (Федченков), схиигумен Савва (Остапенко). Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками. В 2011 году вышла книга архимандрита (ныне — Митрополита) Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», которая практически сразу стала православным бестселлером. Это сборник рассказов о жизни христиан XX века, а основные истории связаны с древним Печерским монастырем.

В лик Псково-Печерских святых входят:

Прп. Марк (XV в., память 29 марта)
Прп. Иона († ок. 1480, память 29 марта)
Прп. Васса († ок. 1473, память 19 марта)
Прмч. Корнилий († 1570, память 20 февраля)
Прмч. Вассиан Муромский († 1570, память 20 февраля)
Прп. Дорофей Югский († 1622)
Прп. Лазарь прозорливый, схимник († 1824)
Сщмч. Александр (Петровский), архиеп. Харьковский († 1940, память 11 мая, 30 октября)
Прп. Симеон (Желнин), иеросхим. († 1960, память 5 января)

Молитвы Собору преподобных отцов Псково-Печерских

Тропарь, глас 6:

Собо́р святы́х Пско́во-Пече́рских днесь почти́м, в де́брех лесны́х оби́тель чу́дную основа́вших, и, я́ко кри́ны, доброде́тельми процве́тших, и лю́дем пра́вый путь богоподо́бия указа́вших, мо́лят бо Го́спода ми́ру мир дарова́ти и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2:

Тебе́, Богоро́дице и Де́ве Чи́стей, за вся лю́ди Бо́га умоля́ющей,  оби́тель Пско́во-Пече́рская святы́х свои́х, я́ко дар, днесь прино́сит, Твои́х же даро́в бога́тство кто испове́сть, я́ко в рай возвела́ еси́ отцы́ на́ша.

Величание:

Ублажа́ем вас, преподо́бнии отцы́ на́ши Пско́во-Пече́рстии, и чтим святу́ю па́мять ва́шу, наста́вницы мона́хов и собесе́дницы А́нгелов.

Молитва:

О, преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши: Ма́рко, Ио́но, Корни́лие, Вассиа́не, Дорофе́е, Ла́заре, Симео́не, Алекса́ндре и ма́ти преблаже́нная Ва́ссо! Смире́нно припа́даем к вам, я́ко пра́ведником су́щим, и́же в Пско́встей земли́ просия́вше пресла́вно, укра́сили есте́ оби́тель Пече́рскую жития́ ва́шего чу́днаго звезда́ми пресве́тлыми; к вам прибега́ем и, с любо́вию хва́ляще днесь, предста́тельства про́сим за нас, многогре́шных: умоли́те Го́спода Сил и Пречи́стую Его́ Ма́терь, да сохраня́т Росси́йскую страну́ на́шу ми́рну, утвердя́т в благоче́стии зе́млю Пско́вскую и да покро́вом благода́ти Своея́ град сей покро́ют, оби́тель же на́шу укрепя́т и всем подвиза́ющимся в ней да́руют спасе́ние и Жизнь Ве́чную. Помози́те нам, уго́дницы Бо́жии, созда́ти храм благоле́пен в сердца́х на́ших и украси́ти сей храм доброде́тельми, да жи́тельствует в нем еди́но Госпо́дь! Огради́те нас стено́ю моли́тв всепобе́дных от грехо́вных стрел врага́ спасе́ния на́шего и от всех его́ злых искуше́ний, да Богоуго́дне зде на земли́ поживе́м и ве́чное Ца́рство Пресвяты́я Тро́ицы унасле́дим, прославля́юще при́сно Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Материал собран из разных источников