На утрени Чистого Понедельника поется:  «Пришел пост — мать целомудрия, обличитель греха и проповедник покаяния, образ жизни Ангелов и спасение людей. Воскликнем, верующие: Боже, помилуй нас!» 

Все благодатное время поста православный человек с Божией помощью стремиться изменить себя, стать качественно другим (заметим, что в греческом языке   «раскаяние» и «перемена мыслей» — одно и тоже слово). 

Как писал Патриарх Московский и всея Руси Тихон: » Пост телесный служит только средством и пособием для приобретения добродетелей — чистоты и целомудрия и должен непременно соединяться с постом духовным — с воздержанием от страстей и пороков, с удалением от худых помыслов и злых дел. А без этого, сам по себе, он не достаточен для спасения».

Каждая седмица Великого поста — этап на пути к Пасхе. Чтобы помочь верующим пройти этот длинный и нелегкий путь и укрепить их веру, Церковь каждую седмицу вспоминает определенные  события и святых.

Первая неделя начинается чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и длится 4 дня. А воскресенье этой седмицы Великого поста называется неделей Торжества Православия, установленного в Византии при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон и окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью.

Вторая седмица — называется седмицей Светотворных постов. Церковь вспоминает архиепископа Фессалонитского Григория Паламу, жившего в 14 веке, при жизни удостоенного Божественных Откровений и дара исцеления. Он оставил церковное учение о несотворенном божественном свете (Фаворский свет), который свидетельствует о присутствии Бога в мире и созерцания которого (света) можно достичь глубокой, безмолвной молитвой.

Третья неделя — Крестопоклонная, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовное плоды крестной смерти Спасителя. Обязательно нужноо посетить всенощную службу вечером в субботу, когда для поклонения верующим из алтаря выноситься Святой Крест, чтобы, приложившись к нему , все постящиеся ощутили Божественную поддержку в их нелегком духовном подвиге.

Святой Крест остается для поклонения в течение всей седмицы до пятницы, когда его после Часов перед Литургией уносят в алтарь. Поэтому и 4-ая седмица Великого поста называется Крестопоклонной, или Средокрестной, поскольку в ее среду Великий пост достигает свой середины.

В богослужении четвертой недели Церковь вспоминает высокий пример постнической жизни подвижника 6 века преподобного Иоанна Лествичника — автора книги «Лествица», в которой духовный путь подвижника сравнивается с восхождением по крутым ступеням.

Игумен монастыря Святой Екатерины на Синае, преподобный Иоанн писал для монахов-пустынников, но его видение жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, относится к каждому христианину. Именно поэтому Церковь молится Иоанну Лествичнику в дни поста, который призывает всех стремиться к высотам духовным.

В среду на пятой седмице совершается совершается Всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона святого Андрея Критского (полностью) и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности оно называется «Андреевским стоянием», или «стоянием Марии Египетской». В субботу этой же седмицы совершается пение торжественного акафиста Божией Матери «Похвала Пресвятой Богородицы». Эта удивительно-красивая служба, совершаемая раз (!) в году, составлена в благодарность Божией Матери за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» читается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь всем христианам в борьбе с врагами невидимыми.

В пятую неделю Великого поста Церковь прославляет святую Марию Египетскую. По Церковному преданию, она была раскаявшейся блудницей, которая сорок (!) лет провела в Иудейской пустыне, искупая свои грехи. Ее образ служит символом и примером истинного и преображающего покаяния.

На шестой седмице в субботу на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря. Это единственный день в году, когда воскресная служба совершается не в воскресенье. В воскресенье служба посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня в Иерусалим, куда Он добровольно шел для страданий и Крестной смерти. Неделя называется Неделей вайи (ветвей), или Цветоносной неделей. В этот двунадесятый праздник все верующиев подражание той далекой торжественной встречи Господа стоят в храме с веточками вербы — «знамением победы» — единственной распустившейся в наших широтах  к этому времени. На Всенощной после чтения Евангелия не поется «Воскресение Христово…», а читается 50-й Псалом и освящается — молитвой и окроплением святой водой — верба, которую хранят дома как святыню.

ПАССИЯ — особые службы, совершаемые в вечер 4-х воскресных дней ( на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмицах) Великого поста. Пассии обязаны своим названием тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицв, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также иногда акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.

По мере приближения к Страстной седмице мы расскажем о самой главной неделе в жизни православного христианина. 

 

Использованы материалы из книги «Великий пост и Пасха. Как провести и отпраздновать». Эксмо, Москва, 2011г.