Воскресная проповедь настоятеля храма, протоиерея Ростислава:

                                                   «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

                                                           Дорогие братья и сестры!

Сегодня на литургии мы слышали отрывок из Евангелия от Луки, в котором рассказывается о том, как Иисус Христос поведал своим ученикам очередную притчу. Притча эта звучит следующим образом:

Был некий человек, который решил устроить пир. Он всё приготовил для праздника, и пригласил тех, кого в притче называют «зваными», отправив к ним своих слуг. И эти люди стали один за другим отказываться. Первый сказал, что недавно приобрёл землю, и ему нужно пойти и посмотреть её; другой ответил, что купил упряжку волов, которых ещё необходимо испытать; третий недавно женился и решил провести время с супругой. И каждый из этих людей произносил фразу, которая по-русски звучит обычно, «прошу тебя, извини меня», а по-славянски сказана гораздо лучше: «имей мя отречена». То есть отрекаюсь от твоей вечери. И вот возвращаются слуги к господину и говорят: мы звали, но они не пошли. Господин разгневался, и приказал пойти по улицам и переулкам города и пригласить всех нищих, больных, слепых, хромых и увечных. Слуги так и сделали, и докладывают: вот, наполнился дом твой, но ещё есть место. Тогда хозяин говорит: идите на распутье дорог и соберите вообще всех, кого найдёте. И после того, как слуги исполнили поручение господина, он закрыл двери и начал пир, сказав при этом «много званых, но мало избранных».

 Символические элементы, которые здесь встречаются, используются также и в других притчах. Очевидно, что хозяин, решивший устроить пир – это сам Бог. Он зовёт всех, но логика этого рассказа такова, что сначала приглашаются самые выдающиеся и достойные по земным меркам. Возможно, это действительно неплохие люди, которые и много добра совершают, и благотворительностью какой-то занимаются. Акцент делается именно на том, что они отказываются прийти. И тогда Господь призывает всех, кого только можно найти. Не случайно отмечается, что это несовершенные люди, в том числе и хромые, больные и увечные, то есть те, на которых остальные добропорядочные смотрят кто с презрением, кто с жалостью. Но мы видим, что Господь приглашает их на свой пир, точно так же как и всех остальных, и не удовлетворяется тем, что какую-то часть их собрали, но говорит: идите ещё поищите хорошенько, вы не всех привели. И слуги отправляются искать тех, кого им даже в голову не пришло позвать, ведь Господь рад принять и этих людей – самых несчастных, отверженных, находящихся за пределами нашего основного социума. Приглашаются все, и когда дом наполняется, хозяин закрывает двери и начинает пир.

Понятно, что речь здесь идёт о Небесном Царстве, куда приглашаются и собираются все люди вне зависимости от того, какое положение они занимают в нашем мире. Но есть у этой трапезы ещё одно значение – это Божественная литургия. Это таинство Причастия, где Господь нам предлагает Cебя Cамого. Это великий пир, без которого мы не можем войти в Небесное Царство. И если говорить о званых, то их поведение очень похоже на то, каким образом сегодня поступает большинство людей. К званым в первую очередь приходят слуги от господина, но те отказываются от трапезы. Не из-за какого-то злого умысла, они ведь даже не против. Просто в нужный момент у них не находится на Бога времени. 

И чего уж греха таить – мы сами очень часто оказываемся такими вот зваными. Если посчитать, сколько людей обычно собирается в храме в воскресный день, то становится понятным, почему домовладыке из притчи этого показалось мало, и он отправил своих слуг собирать всех, кого можно найти. Оказывается, что мало позвать на пир, приглашённый может и не прийти, и в итоге всё зависит от свободной воли человека. Ведь у каждого из нас сегодня был выбор идти в храм на литургию, на Причастие, или же мы могли найти массу причин и отговорок остаться дома. 

Но здесь есть ещё один важный момент, который мы пока до конца не осознаём. Тому, кого приглашают на пир, предлагают яства. И немного странным выглядит человек, который ничего не пьёт и не ест, когда остальные вокруг пируют, объясняя своё поведение тем, что он не готов сегодня приступить к пище. И в этом смысле наша литургия немного похожа на такой вот странный пир, где к трапезе приступает меньшая часть присутствующих.

А ведь не все время за две тысячи лет существования христианства было так. Во всяком случае, у нас, в России только лет триста назад отношение к Причастию стало меняться, а времена советской власти это прочно закрепили. В итоге, мы воспринимаем литургию как пир, на котором можно быть только зрителем. Хотя Господь задумывал всё немного по- другому, и мы сами себе создаём какие-то сложности, которые мешают подойти к Чаше. В основном, это происходит из-за того, что человек прежде всего озабочен своей мнимой готовностью, мнимой чистотой, которой всё равно нельзя добиться на все сто процентов. Никто не сможет очистить себя настолько, чтобы сказать: да, Господи, я достоин, чтобы Ты во мне поселился. Такая мысль не приходила в голову даже никому из великих святых, которым удалось избавиться от своих грехов и страстей. 

Есть и другая крайность, когда человек вообще не осознаёт своей греховности, и не понимает, что именно находится в Чаше. Для него это просто некая раздача, на которую нужно пойти и получить. Понятно, что Причастие для такого человека на пользу не пойдёт; как говорил апостол Павел, это будет «Причастием в осуждение». Так может произойти, если совсем не понимать, что происходит, или если дерзнуть приступить к Чаше с тяжёлыми, смертными и при этом нераскаянными грехами. Но ведь зачастую мы акцентируем внимание на своих мелких грехах – мол, мы кому-то на ногу наступили, о чём-то неправильном подумали, на кого-то обиделись – всё, причащаться нам нельзя. Вот это уже перебор. Следует понимать, что такие вещи происходят с нами постоянно, это следствие такого устроения нашей природы, с которым быстро справиться нельзя. Чтобы очиститься от всех мелких несовершенств, нужно вести соответствующую жизнь, то есть уйти в монастырь, а ещё лучше в затвор. Но, как показывает практика, освободиться от этого даже в таких условиях полностью человек может далеко не всегда. Конечно, нужно стремиться искоренять свои страсти, которые являются источником греха. Если же они какие-то очень трудные и не поддаются, нужно каждую, образно говоря, «посадить в клетку», то есть научиться не направлять на других людей, чтобы не совершать действительных грехов.

И вот тут как раз важно осознавать, что без той благодати, которая подаётся нам в таинствах, прежде всего в таинстве Причащения, с нашими страстями, грехами и несовершенствами практически ничего сделать нельзя. Это известный факт, о котором святые отцы твердят нам уже около двух тысяч лет. Поэтому нельзя избегать Чаши. Другое дело, что готовиться к ней нужно правильно, и здесь как раз на руку то, что недавно Священный Синод утвердил новый соборный документ, посвящённый подготовке к Причастию. В нём даются вполне конкретные рекомендации по выстраиванию современной Евхаристической жизни в Церкви. Там указано, как нужно готовиться в зависимости от частоты Причащения, какой должна быть исповедь. А если у кого-то возникнут вопросы, их всегда можно обсудить со своим духовником.

Каждый человек вполне может выйти на более частое причащение. В идеале, нужно причащаться каждый раз, когда приходишь на литургию. И если это сейчас для тебя лично – по разным причинам – пока невозможно, нужно поставить такую цель и к ней стремиться. Чтобы, в итоге, прийти с Божьей помощью в то состояние, которого от нас ждёт Господь. Чтобы потом, когда будет призыв, на этот самый главный и последний пир, услышать его и оказаться в числе званых».