Приходите в храм на службы в будние дни!
Ни с чем не сравнить эти спокойные, малолюдные Богослужебные часы. В гулком пространстве храма слышен каждый звук и так необычно пахнет ладаном … И снова сегодня поговорим о полиелее за вечерней службой.
Полиелей — это самая торжественная часть утрени – богослужения, которое совершается утром или вечером; полиелей служится только на праздничных утренях и определяется это богослужебным уставом. Накануне воскресного дня или праздника утреня входит в состав всенощного бдения и служится вечером, потому что день в Церкви начинает быть, как вы конечно же уже помните, вечером.
Полиелей начинается после чтения Псалтири с пения хвалебных стихов из псалмов: 134 – «Хвалите имя Господне» и 135 – «Исповедайтеся Господеви» и оканчивается чтением Евангелия.
В древности, когда вслед за кафизмами Псалтири звучали первые слова этого гимна «Хвалите имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелейной» или, по-гречески, – полиелеем («поли» – много, «елей» – масло).
Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло Царство вечной жизни. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на лбу каждого подходящего к иконе. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит внешним знамением участия в благодати и духовной радости праздника, сопричастности Церкви. Помазание освященным маслом на полиелее Таинством не является, это обряд, который лишь символизирует собой призывание милости и благословения Божия…
Зовем вас, дорогие братья и сестры, на эту удивительную службу и да хранит всех вас Господь!