Прикоснуться к Небу

Многие люди, еще далекие от Церкви, задаются вопросом: почему православные храмы часто поражают своей красотой, богатством убранства, торжественностью богослужения? Почему нельзя молиться Богу просто, у себя дома, или арендовав какой-нибудь актовый зал, как это часто делают современные протестанты? Безусловно, Богу можно молиться в любом помещении, и без помещения, в любых обстоятельствах нашей жизни, в одиночку и совместно. Но любой человек, который давал себе труда молиться всерьез, быстро понимает, что молитва совершается легко, если есть серьезная нужда, если требуется помощь: тогда для человеческого «Господи, помоги» никаких усилий не требуется. Но, милостию Божией, мы не всегда находимся в скорбях и печалях, и в обычном состоянии душа наша не спешит стремиться к небу: человек «закисает» в мирском и суетном, и, даже если он помнит Бога и стремиться обращаться к Нему, то это получается скорее формально, потому что «так нужно». Душа выпадает из духовного пространства, теряет духовное измерение. Необходимо что-то, чтобы душа включилась, испытала радость стремления к своему Создателю.

 Именно поэтому православные храмы созидаются не просто как некое место, где мы можем собраться для совместной молитвы, но как дома Самого Бога, в которых ощущается Его особенное присутствие. Храм, по православному пониманию, это Небо на земле. Духовно это безусловно так. Но как можно выразить красоту и полноту духовного, невидимого Неба? Только лишь с помощью символических земных средств, максимально прекрасных по земным меркам. Поэтому храмовое пространство тщательно организуется: продумывается его архитектура, подбираются материалы, из которых делаются его части, специально изготавливается церковная утварь — пникадила, аналои, подсвечники, киоты, в которых размещаются иконы. Но самым главным элементом всего храмового убранства являются иконы, своеобразные «окна» в горний мир. Иконы размещаются в иконостасе, по стенам и могут быть выполнены в виде росписи, когда все храмовое пространство, потолок и стены украшается иконописными изображениями. Икона — не просто картинка, не иллюстрация к жизни или событиям, в которых участвовали Господь, Божия Матерь и святые. На иконе изображается Сам Бог, Который есть невидимый Дух, и Который не может быть зримо явлен иначе, как через икону Иисуса Христа, сына Божия, второй ипостаси Святой Троицы, Который стал человеком во всем подобным нам, кроме греха, и потому изобразим. Святые — это тоже не просто люди, но люди, в которых Сам Бог действует, люди, преображенные божественной благодатью, люди, которых Бог очистил от всякого зла и греха, от той порчи, которой повреждена природа человека со времени грехопадения и которая не дает нам увидеть себя такими, какие мы есть по божиему замыслу.

 Очевидно, что написать икону может не всякий человек, и даже не всякий талантливый художник, ибо каждый творец оставляет в своем творении частицу самого себя. Если человек не знает — опытно, практически — красоты Неба, если он одержим страстями и пороками, если молитва в его жизни мало что значит — он не сможет быть иконописцем. Только человек, уже сегодня хоть немного причастный Богу и Его Небесному Царству сможет изобразить хотя бы отсвет божественной неземной красоты и величия.

 Исполненные желания самим прикоснуться к красоте Неба и дать такую возможность всем приходящим в наш храм (а мы, дальневосточники, в этом смысле сильно «обижены» относительно жителей центральной России: если говорить о Приморском крае, расписанные храмы у нас можно пересчитать по пальцам одной руки и не во всех роспись выполнена на должном уровне) мы запланировали расписать храм. Осуществиться эти планы смогли только в 2008 году: роспись дело долгое и дорогое, но результат превзошел все наши ожидания.

 В 2007 году начата реконструкция богослужебного зала – заново оштукатурены стены и потолок под роспись. Осенью 2007 года приглашенные из Москвы иконописцы Юрий Захаров, Марина Кашина и Леонид Полетаев начали работу. Руководитель проекта, Юрий Захаров, принимал участие в росписи Храма Христа Спасителя в г. Москве, скита в Оптиной пустыни и многих храмов г. Москвы и подмосковья.

                                                                         

Юрий Захаров

Перед тем, как приступить собственно к росписи, художники подготовили проект, согласовали стиль, формы изображений, тщательно определили, каких святых и где нужно написать. Был изготовлен макет храма из картона, где все было тщательно отрисовано, чтобы всем участникам проекта было понятно, что где и  как будет написано.

 Если говорить о сложностях с выбором сюжетов росписи, самым сложным было решить вопрос, связанный с нестандартным для храмов России прямоугольным, а не сводчатым потолком. Образец нашли в одном из древних сербских храмов — три круга на потолке образуют Небо, в центре Господь в окружении Силе Небесных, по краям Божия Матерь (над алтарем) и Архангел Михаил. Надо сказать, что пространство нашего храма вполне соответствует канонам древнего храмостроения, фактически соответствуя пространству древней базилики. Но такое пространство задает и стиль росписи: это не может быть, например, древнерусский стиль. Поэтому в качестве образцов для изображений были взяты древневизантийские фрески, включая сербские и болгарские варианты. Мы не можем сказать, что роспись, сделанная у нас, является копией древневизантийской: глаз современного человека плохо воспринимает древнее искусство. Поэтому правильнее будет сказать, что храм расписан в древневизантийском стиле.

Ряд богородичных праздников северной стороны храма

Но главным — и самым удачным элементом росписи, настоящим произведением церковного искусства стал ряд богородичных праздников в верхней части северной стороны. Идея, что в богородичном храме основные сюжеты должны иллюстрировать жизнь Божией Матери пришлась более всего по душе и заказчикам, и исполнителям проекта. Последовательно, слева направо мы видим изображения Рождества Пресвятой Богородицы, ее введения во храм, далее следует икона Рождества Христова — несмотря на то, что это прежде всего господский праздник, как мы можем «выключить» из этого сюжета ту, которая дала Ему жизнь? Далее следует праздник Сретения, и, совсем в алтаре, над Жертвенником изображен Крест Христов: мы помним, что Матерь Божия, одна из немногих, осталась со своим божественным Сыном до конца.

Рождество Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородице

Рождество Христово