30 июня 2025 года в историческом здании консистории — епархиальном управлении Владивостокской епархии — состоялся круглый стол по итогам грантового проекта «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в молодёжной и подростковой среде Приморского края». Работу круглого стола возглавил протоиерей Ростислав Мороз, председатель отдела религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии. В работе собрания приняли участие: Нефедьева М. И., руководитель проекта «Современная школа духовно-нравственного воспитания молодёжи и подростков», специалист отдела религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии; настоятель храма святителя Николая Чудотворца (бухта Диомид) протоиерей Даниил Нефедьев; настоятель храма Богоявления г. Артёма иерей Дионисий Ищенко; настоятель Свято-Никольского собора г. Владивостока, благочинный Никольского благочиния иерей Михаил Тутаев; главный специалист отдела изучения гражданского общества КГАУ «Приморский научно-исследовательский центр социологии и гражданских инициатив» Бондарчук Татьяна Анатольевна; старший преподаватель кафедры педагогики и психологии воспитания ПКИРО Титарова О. В.; кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Андрей Владимирович Поповкин; директор МБОУ ВСОШ № 1 Уссурийского городского округа, с. Воздвиженка, Гаджиева Ирина Владимировна; педагог МБОУ СОШ № 2 г. Владивостока Брыжеватая Наталья Алексеевна; педагог МБОУ СОШ № 2 п. Раздольное Надеждинского муниципального округа Драгина Валентина Александровна; руководитель курсов «Основы православной веры», методист епархиального отдела образования Латышева И. С., учёный секретарь Центра подготовки церковных специалистов Солоненко Л. В. и другие участники проекта. Онлайн присутствовали преподаватели Артемовского, Уссурийского и Лесозаводского г.о.
Руководитель проекта Нефедьева Марина Ивановна подвела итоги грантового проекта и рассказала о цели и задачах проекта, его направлениях и этапах реализации, пилотных территориях, целевой аудитории и достижении количественных качественных результатов. Она напомнила, что некоммерческий проект «Современная школа духовно-нравственного воспитания молодёжи и подростков» реализуется за счёт средств субсидии из краевого бюджета, предоставленной по итогам конкурсного отбора социально ориентированных НКО в Приморском крае в 2024 году, при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. Доклад Марина Ивановна сопровождала слайдами.
«Ключевая идея круглого стола – актуализация проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания в молодёжной и подростковой среде Приморского края.
Наша работа проходила в несколько этапов.
Проект был реализован в пяти пилотных территориях Приморья: город Владивосток, Артёмовский городской округ (г. Артём, п. Заводской), Надеждинский муниципальный район (п. Раздольное, п. Новый, п. Тавричанка, с. Тереховка), Уссурийский городской округ (г. Уссурийск, с. Красный Яр, с. Новоникольское, с. Воздвиженка), г. Лесозаводск.
В проекте приняли участие 3000 школьников 7–11 классов (130 классов) из 29 образовательных учреждений. Проведено 520 уроков. Первоначально планировалось заниматься только с 8-ми и 10-ми классами, но по просьбам учителей расширили контингент и добавили седьмые, девятые и одиннадцатые классы. Подготовленный нами материал охватывает и эту возрастную категорию. Следует отметить, что представленный материал педагоги могут использовать в работе вне рамок проекта.
В каждом выбранном классе работа начиналась с анонимного анкетирования. Затем проходили три лекции-урока и встреча со священником. После этого проводилось финальное анонимное анкетирование, и завершалась работа по проекту экскурсией по храмам и историческим местам Владивостока. Экскурсии в храмах проводили священники или сотрудники храма. В Лесозаводске игумен Никита (Зеленюк), настоятель храма Покрова Божией Матери, организовал экскурсии в местный храм Покрова Божией Матери. Экскурсии вызвали у подростков интерес, положительные впечатления и много вопросов к священникам, которые их проводили.
Для участия в проекте была сформирована региональная команда педагогов и священнослужителей для проведения просветительских и досуговых мероприятий с подростками. Для реализации проекта привлечено 30 педагогов и 13 священников.
В ноябре-декабре 2024 года состоялось онлайн-обучение. Компетентные московские специалисты и специалисты ДВФУ провели обучающие онлайн-семинары.
Особенностью этих курсов было то, что педагогам предоставили огромное количество материала, в том числе готовые разработки уроков. Можно было выбрать то, что вызывало интерес и подходило конкретному классу.
Затем были проведены региональные семинары для педагогов и священников. К семинару во Владивостоке была приурочена неформальная встреча с митрополитом Владивостокским и Приморским Павлом и экскурсия по музею истории Приморской митрополии.
Методические семинары прошли и по итогам работы проекта – во Владивостоке, Уссурийске и Лесозаводске».
Марина Ивановна обратила внимание на роль митрополита Владимира, руководившего епархией, когда грантовый проект только задумывался, и на его помощь и участие в начале работы грантового проекта.
Первичное анкетирование выявило огромный процент либо негативного, либо нейтрального отношения к институтам семьи и государства; в большинстве случаев примерами нравственности становились в основном блогеры, актёры западных фильмов, герои комиксов, которые беспечно живут, не утруждаясь никакой деятельностью, образно говоря, прожигают жизнь и ведут антигосударственную пропаганду. Выявлен большой процент детей, не испытывающих необходимости в общении со сверстниками и не проявляющих желания участвовать в общественной жизни.
Финальный этап анкетирования выявил, что проведённые уроки значительно увеличили знания детей и подростков о жизни семьи, общества, государства. Существенная часть детей проявила большую сознательность и даже оставляла пожелания о продолжении проекта в следующем году.
Качественные результаты по материалам анкетирования:
- процент мальчиков, желающих служить в армии, вырос с 9% до 46%;
- процент учащихся, положительно относящихся к государственной символике, вырос с 57% до 92%;
- процент учащихся, заинтересовавшихся историей страны и её традициями, вырос с 54% до 87%;
- 67% респондентов задумались о том, что могут принести пользу Родине;
- 84% респондентов сказали, что готовы прислушаться к мнению старших, – на начальном этапе этого практически не было;
- 91% респондентов мужского пола сказали, что готовы встать на защиту слабых;
- но при этом 64% опрошенных мальчиков сочли возможным проявить агрессию по отношению к неприятному им человеку, оскорбить или ответить нецензурно;
- 87% респондентов не видят ничего плохого в употреблении нецензурных слов.
Качественный анализ анкет показал, какие темы нужно затронуть в работе с детьми и подростками в будущем.
Данные анкетирования ещё будут тщательно изучены и послужат для составления планов работы в новых проектах.
Протоиерей Ростислав Мороз, председатель отдела религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии, передал участникам круглого стола благословение владыки Павла, митрополита Владивостокского и Приморского.
Отец Ростислав обратил внимание на итоги анкетирования и отметил, что после нескольких уроков изменения стали настолько заметными.
«О чём это говорит? Прежде всего о том, что у детей существует неудовлетворённый запрос, что у них нет возможности получить ответы. Темы анкеты – это не вопросы веры, благочестия или богословские вопросы, а вопросы патриотизма и элементарной нравственности. То, что система образования много лет в этом отношении, мягко говоря, недорабатывает, мы видим. Это печальная тенденция, которая настоятельно требует своего разрешения. Система образования – один из основополагающих институтов, обладающий весомым воспитательным потенциалом и воздействующий на своих граждан.
У М.М. Дунаева есть цикл книг, в которых он рассматривает русскую классическую литературу с точки зрения наличия в ней идей православной веры. Прочитав его работы, становится понятно, что наша русская классика и есть православная культура, только надо уметь это видеть. Приведем, пример, что если в банку с рассолом поместить огурец, то он неизбежно и неминуемо со временем просолится. Среда имеет решающее значение. Когда человек находится в определённой среде, он впитывает всё, что видит вокруг. Поэтому так важна наша работа. И пусть это всего лишь капля в море, но капля точит камень.
Наша работа позволила получить некие ориентиры, которые позволят другим педагогам подключиться к нашей работе, чтобы она смогла приобрести массовый характер. Ещё раз огромная благодарность всем педагогам, которые это понимают и двигаются в этом направлении. Им и самим приходится меняться и изучать много нового, чтобы изменить идеи американской мечты и западных кумиров в душах своих подопечных. Мы надеемся, что с Божьей помощью сможем продолжить аналогичный грантовый проект в будущем».
Ольга Васильевна Титарова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии воспитания Приморского краевого института развития образования, отметила, что одним из итогов семинаров в Лесозаводске и Уссурийске стало участие в них тех, кто не был вовлечён в проект, но, как оказалось, очень хотел перенять наработанный опыт. Всем участникам импонировала возможность работать с разнообразным материалом. Большой выбор материалов исключал строгую установку, какой урок проводить и как именно. Были заданы лишь векторы: семья, «Имя России», духовно-нравственные ценности и их смыслы. Каждый педагог, исходя из особенностей класса, выбирал те приёмы и педагогические технологии, которые работали именно в этом классе. Не было ни одного похожего урока. Возможно, есть смысл создать методический сборник, куда бы вошли методические разработки уроков, проведённых по проекту».
Кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Андрей Владимирович Поповкин рассказал о том, что он уже второй раз участвует в подобном проекте. Кроме того, он разработал и сам проводит в различных школах свой проект: «Встреча с философом. Разговор о жизненных смыслах и ценностях». На чём он строится? В прежние эпохи люди не стояли перед необходимостью самостоятельно определять духовные ценности – такие ценности транслировала Церковь. Любой человек эпохи Средневековья на вопрос: «Для чего ты живёшь?» ответил бы однозначно: «Для спасения души». Всё остальное воспринималось как средство для достижения этой цели. В Советском Союзе тоже была духовная координатная сетка – и почти все советские школьники ответили бы, что живут для построения коммунистического общества, искренно или нет – это другой вопрос. Задавался общий вектор духовной жизни. Современный человек, в том числе современный школьник, воспитан в либерализме, даже либертарианстве, когда каждый сам себе авторитет, в том числе и в духовном плане. По сути, на обычных людей возложена функция, которая не всем по плечу, которую люди не хотят нести, а некоторые и не могут: необходимость определиться с духовными ценностями. Человечество, европейская цивилизация, нашла два пути: религия и философия. Религия – это готовая традиция, которую человек получает из Божественного источника. Философия – это традиция, которую выбирают самостоятельно. Я со школьниками занимался, конечно, философией, адаптированной. Я задавал вопросы: давайте определим, что такое сотовый телефон, а теперь – что такое дружба. Сказать, что такое дружба, сложно. Ещё сложнее решить, что важнее: дружба или телефон? Разбирались с базовыми ценностями. Обращал внимание, что на четвёртый урок проекта к ним придёт священник как носитель традиции, и они смогут задать вопросы, познакомиться с традицией. Конечно, не все школьники настроены на конструктивную работу, на стремление понять философию. Этим нельзя заставить заниматься.
Для учителей и директорского корпуса подобный проект необходим. И ещё нам надо взять шефство над Школой педагогики ДВФУ, которая выпускает учителей. Надо уже сейчас растить себе союзников».
Андрей Владимирович выразил готовность участвовать в такой работе.
Директор МБОУ ВСОШ № 1, Уссурийский г. о., с. Воздвиженка, Гаджиева Ирина Владимировна рассказала о том, как прошли мероприятия проекта в маленькой сельской школе: «Я думаю, что такие занятия, как мы провели по гранту, нужно вводить с первого класса и на протяжении всего обучения в школе, чтобы это было обязательным курсом в учебном плане. Такие уроки нужны обязательно. И не только для детей, но и для родителей. Запрос на работу с родителями стоит не менее остро, чем с детьми».
Протоиерей Андрей Машанов, настоятель храма в честь святителя Николая Чудотворца в Уссурийске, – частый гость в этой школе. Его хорошо знают и любят наши ученики.
Протоиерей Ростислав Мороз дополнил, что учебники по основам православной культуры уже существуют, разработаны с 1 по 11 класс. Дело за малым – за доброй волей Министерства образования.
Марина Ивановна Нефедьева представила настоятеля храма Богоявления г. Артёма, иерея Дионисия Ищенко, и отметила, что руководство школ, в которых батюшка проводил уроки, обратилось с просьбой продолжить подобные встречи. Отец Дионисий строил работу со школьниками на основах философии. «Философия – это желание задавать вопросы и искать на них ответы. Чем отличается ребёнок от взрослого? Дети постоянно задают вопросы, постигая мир и самого себя. А вопросы взрослого в большинстве своём приземлённые. Вместе с подростками мы искали ответы на вопросы: что такое дружба, душа, свобода, вседозволенность, чем отличаются любовь от влюблённости. Обсудили проблему сквернословия. Искали синонимы для этого слова, и все согласились, что это слово – «грязь». Мы только начали обсуждать жизненно важные вопросы, которые интересны подросткам, но времени катастрофически не хватало. После уроков многие задавали вопросы, в том числе спрашивали, что можно почитать по темам, затронутым на уроке. Я рассказал о храме, в котором служу, и пригласил в храм».
Педагог МБОУ СОШ № 2 г. Владивостока, Наталья Алексеевна Брыжеватая, рассказала о том, как в её школе проходили мероприятия грантового проекта. «К нам приходил иерей Илия Точуков. Дети сказали, что разговор был открытый, им понравилось, и на многих произвело впечатление, что у батюшки в семье восемь детей. Мы участвовали в этом проекте второй раз. Очень понравилось, что была обратная связь – анкетирование и профессиональная интерпретация результатов. Самим сложно оценить результаты своей работы, а здесь мы их увидели». Наталья Алексеевна высказала пожелание продолжать работу в подобном проекте.
Педагог МБОУ СОШ № 2 п. Раздольное Надеждинского муниципального округа, Валентина Александровна Драгина, поблагодарила организаторов за возможность принять участие в работе проекта и донести до детей то, на что в обычных уроках нет времени, и темы, которые рассматривались в уроках проекта, не предусмотрены к обсуждению. «Уроки вызвали положительный отклик. К нам в школу впервые пришёл священник, иерей Даниил Семенов. Он сам впервые выступал в роли учителя. Во время трёх уроков, проходивших в рамках проекта, были вопросы от детей, на которые я не смогла дать ответ, но пообещала, что на встрече со священником они получат ответы. В представлении детей священник — это пожилой человек с длинной бородой, как Дед Мороз. Ребята были поражены, что к ним на встречу пришёл довольно молодой батюшка. Задавали много вопросов, много рассказывали о своём. Нынешние девятые классы принимали участие в подобном проекте два года назад и сейчас они сожалеют, что после 9-го класса многие уходят из школы, а им очень хотелось бы продолжить заниматься по проекту.
Ольга Васильевна Титарова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии воспитания Приморского краевого института развития образования, поделилась своим опытом работы преподавателем в школе: «Мы определяли смысл слов: мораль, долг, служение, достоинство. На следующем уроке я поделила учеников на группы по 6 человек, выдала каждой группе лист ватмана. Далее мы выясняли, кто такие Н.Н. Муравьёв-Амурский, Невельской Г.И. и Екатерина Ивановна Ельчанинова, супруга Невельского. Дети должны были выписать важные факты из биографий этих исторических личностей, определить, кто повлиял на развитие черт их характеров, какой вклад в историю нашей страны и, в частности, Дальнего Востока внесли эти люди. Каждая группа получила раздаточный материал, в котором дети могли узнать все необходимые факты. Особенно на детей произвела впечатление роль Екатерины Ивановны Ельчаниновой в истории Отечества и освоении Дальнего Востока. Она жила не ради собственных потребностей и удовольствий, которые ей давало положение жены высокопоставленного чиновника.
Ещё мы выясняли названия улиц, на которых живут ученики, и название улицы, на которой находится школа. Почему улицы названы в честь этих людей, что они сделали для нашей Родины? Учеников очень заинтересовала эта тема. На семинарах этот приём мы проработали с учителями. С его помощью можно решить много задач».
Ольга Васильевна отметила контуры дальнейших проектов, которые выкристаллизовались в ходе работы над грантовым проектом.
Марина Ивановна Нефедьева подвела итоги круглого стола: «Один из эффектов этого проекта – то, что школа и Церковь стали ближе. Пообщавшись со священником, и дети, и учителя, и директора спрашивают, когда ещё к ним придёт священник. Некоторые дети никогда не видели священника, задавали много вопросов, в том числе личные, делились личными переживаниями. Детям очень нужно общение, многие получили возможность пообщаться на темы, которые их волнуют, но которые не обсуждают ни в семье, ни на обычных уроках в школе».
Например, в школу, где проводил уроки Андрей Владимирович Поповкин, пришёл иеромонах Марк (Корнилов). Он нашёл контакт с детьми, и они долго не отпускали его, задавая вопросы в коридоре после уроков.
Завершая работу круглого стола, руководитель курсов «Основы православной веры», методист епархиального отдела образования И. С. Латышева познакомила собравшихся с внеклассной работой с учителями и директорами школ. Отдел образования Владивостокской епархии много лет организует поездки в Москву на Рождественские чтения. У педагогов есть уникальная возможность помолиться на патриаршей службе, принять участие в пленарных и секционных заседаниях Рождественских чтений. По окончании чтений группа обычно на три дня отправляется в паломничество, где знакомится со святынями, а также с опытом работы преподавателей региона. В минувшем году группа учителей побывала в Казани, познакомилась с работой православного детского сада и православной гимназии.
Ирина Степановна пригласила учителей в октябре обратиться в Отдел образования Владивостокской епархии, чтобы записаться в группу для поездки на Рождественские чтения в январе 2026 года.
Кроме того Ирина Степановна пригласила всех желающих на вечерние курсы «Основы православной веры». На этих курсах может получить знания любой человек, без знаний, опыта, даже невоцерковлённый.
После завершения круглого стола учёный секретарь Центра подготовки церковных специалистов Солоненко Л. В. провела экскурсию по историческому зданию Духовной консистории и Духовному центру. Она рассказала о программе обучения по подготовке специалистов приходского просвещения
#ГрантГубернатораПриморья
#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья
#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО_2024