В течение 40 дней мы празднуем Пасху и каждая неделя посвящена воспоминанию какого-то евангельского рассказа. В пятую неделю по Пасхе мы вспоминаем беседу Господа с самаритянкой. Предание сохранило для нас ее имя — Фотина (светлая, светящаяся), а по-русски — Светлана. Свою жизнь она закончила мученически. Согласно преданию, святая плюнула императору Нерону, гонителю христиан, в лицо со словами: «Нечестивейший слепец, заблудший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам?!» Вся ее семья пострадала мученически в начале гонений. Старший сын Виктор был воеводой в войске Нерона, но не уничтожал верующих, а защищал. Родные Фотины отказалась отречься от Господа или тайно исповедовать свою веру. Даже в темнице и перед смертью самаритянка продолжала проповедовать.
+ + +
Самаряне — малочисленная этническая группа, потомки язычников, которые заселили эту землю после пленения Вавилоном израильского народа. Их религиозные представления серьезно отличались от традиционной веры иудеев.
К моменту описываемой истории иудеи и самаряне уже на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались.
Христос вместе с учениками возвращался в Галилею, на север страны, через Самарию — таков был кратчайший путь. Здесь, недалеко от города Сихем у подножья горы Гаризим Он остановился отдохнуть у колодца Иакова. Ученики же пошли в селение, чтобы купить еды.
В этот-то момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец. Иисус попросил ее набрать воды для Него.
Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? — удивилась Фотиния. Если бы ты знала дар Божий, — ответил Христос, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал в ответ то, чего она никак не ждала услышать: Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтоб Он мог разъяснить ей смысл сказанного. «У меня нет мужа», — призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.
Фотиния удивлена прозорливостью Сидящего перед ней, но продолжает спрашивать. Все с той же искренностью и простотой сразу принимается выяснять самый важный для нее вопрос: чья же вера — правая! «Вижу, Господи, что ты пророк! Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что место поклонения Ему — в Иерусалиме».
Поверь Мне, — отвечает Христос, — что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Знаю, — не унимается Фотиния, — что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
На что Господь отвечает прямо этой бесхитростной женщине: Это Я, Который говорю с тобой. Что должно было произойти в ее душе? Она бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.
Это событие и вспоминает Церковь в послепасхальные недели. И применяет к нам слова, сказанные Христом самарянке. В кондаке это отражено так: «На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: „Приходите и зачерпните воды бессмертия!“ Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: „Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!“»
+ + +
Сергей Худиев. История о самарянке, как бриллиант, играет разными гранями, но мы в этот раз посмотрим на нее с одной стороны — как на историю о благодати.
Самарянка приходит к колодцу днем, в жару, а не утром, как обычные домохозяйки — очевидно потому, что она не хочет попадаться на глаза односельчанкам. У нее, как сказали бы сейчас, «все сложно», а почтенные замужние женщины, особенно в патриархальных обществах, склонны ненавидеть «гулящих» лютой ненавистью — опасаясь за своих мужей. Она охотно не ходила бы к колодцу вообще — она просит Господа, «чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать», но жажда гонит ее за водой.
Жажда — одна из тем этого повествования и одна из важных тем Писания вообще. Как говорит Пророк,
«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко».
(Ис 55:1)
Эта женщина жаждет воды; но она жаждет и чего-то другого — не менее необходимого для жизни, чем вода.
Самарянка имела пять мужей — едва ли она овдовела пять раз подряд, скорее речь идет об отношениях, которые оканчивались разрывом. Ни один из этих мужчин не мог или не хотел ответить на ее потребность в любви, признании и защищенности. Ее потребностью в этом пользовались — и шли дальше. Сначала был период любви, надежды, что вот, наконец, жизнь началась, потом она опять оказывалась у разбитого корыта — жизнь была похожа на воду, которая не утоляет жажду, или утоляет ее на короткое время. Потом она смирилась с тем, что хоть кто-то будет рядом с ней — даже если он ведет себя совсем не как муж.
Евангелие многослойно; и конечно, у этой истории есть прямой, буквальный исторический смысл — речь идет о конкретной женщине, с конкретным лицом и именем, которую встретил Иисус в конкретной точке времени и пространства. Но у евангельских событий есть еще одно измерение — это история о человеческой душе, которая ищет сначала счастья, потом хотя бы утешения, потом хотя бы облегчения, и не находит — потому что подлинное счастье найти можно только у Бога.
Как говорит Пророк Иеремия,
«Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды».
(Иер 2:13)
Бедная женщина долго искала воды в разбитых водоемах — и вот ее встречает Господь.
Иисус говорит ей «все, что она сделала» — и это отнюдь не льстит самолюбию. Но Он говорит это явно как-то иначе — не так, как говорили кумушки у колодца. Кажется, Он обличает ее непутевую жизнь, но это обличение приносит неожиданный плод — она не чувствует себя уязвленной, униженной, отброшенной. Напротив, она решительно идет к односельчанам (тем самым людям, избегая встречи с которыми она пришла к колодцу именно в полдень) и смело проповедует им. «Все, что она сделала», то, что было предметом позора, унижения, вины, обернулось чем-то другим. Иисус видит ее насквозь — но не осуждает и не отвергает ее; вся история ее падения, греха и бесчестья, неправд, которые она сделала и неправд, которые она потерпела от других, оказывается частью чего-то огромного, таинственного и прекрасного — истории ее спасения и спасения всего мира.
Как Иосиф в книге Бытия говорит своим братьям:
«вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро».
(Быт 50:20)
Зло, которое потерпела эта женщина, зло, которое она совершила, Бог таинственным образом обращает к добру. Ее грехи не просто прощены; она встречает Христа на своем жизненном пути — и благодаря этому оказывается, что этот путь вел к Нему.
Так бывает — человек становится наркоманом, докатывается до дна, и из глубины взывает к Богу, и Бог вытаскивает его, а история его падения и спасения оборачивается к назиданию и пользе для многих. Или человек совершает преступление, попадает в тюрьму, и там раскаивается перед Богом — тогда Бог берет его грех и его несчастье, и обращает его к спасению. Или абортмахер раскаивается в том зле, которое творил, и становится борцом за жизнь — и Бог использует его прежний страшный опыт в этой новой борьбе.
Удивительная особенность новозаветных повествований — они не скрывают немощи, падений и грехов людей Божиих. Апостолы спорили из-за почетных мест по правую и левую руку, и разбежались, когда Иисуса схватили; святой Петр три раза отрекся; святой Павел был жестоким гонителем. Зачем Апостолы рассказывают об этом? Не подрывает ли это их учительный авторитет? Обычно все мы стремимся показать себя в наилучшем свете, и предать милосердному умолчанию наши грехи и провалы — почему Апостолы говорят о них вполне охотно?
Апостол Павел объясняет, почему:
«Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной».
(1 Тим 1:16)
Благая весть говорит о том, что люди, павшие и опозорившиеся, далеко заблудившиеся и измученные, могут прийти к Господу Иисусу — и Он преобразит историю их падения в историю Своей милости.
Это благодать Божия — которая находит сломленных, потерянных, глубоко раненных своими и чужими грехами людей, и дает им достоинство, радость и новую жизнь. Жизнь, которой они делятся с другими — так, что вода, которую дает Христос, делается в них источником воды, текущей в жизнь вечную.
Источник: сайт журнала «Фома»