За три недели до поста Церковь начинает готовить к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. В каждом воскресном Евангелии мы слышим поучительные истории о пагубности греха и неотвратимости ответа за него, о силе покаяния, прощения и великом милосердии Божием. «Образ за образом проходят перед нами евангельские люди, которые являют, что стоит между нами и жизнью вечной, открывающейся уже здесь, на земле…» Так передает значение подготовительных недель митрополит Антоний Сурожский.
Характер богослужений постепенно меняется, становится более покаянным. В привычный порядок вплетаются песнопения из Постной Триоди – сборника великопостных гимнов и молитв. На протяжении трех седмиц (две из них сплошные) смягчаются или отменяются постные дни. Последняя, Сырная седмица, которую называют также Масленицей, проходит уже без мяса.
Каждая подготовительная неделя имеет особое название – в соответствии с тем, какое читается Евангелие в воскресный день.
5 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, на Литургии будет читаться одноименная евангельская притча (Лк 18, 10-14). Мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей – человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. По словам Господа, мытарь более оправдан перед Ним, чем фарисей, «ибо всякий, возвышающий сам себя, уничижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18, 14).
12 февраля – Неделя о блудном сыне
На Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки о сыне, который покинул отчий дом, промотал наследство, но затем раскаялся и вернулся (Лк 15, 11-32). Отец, скорбевший о потерянном чаде, принимает его с радостью. Притча говорит о нашей немощи и великом милосердии Божием, иносказательно описывая отношение Бога к падшему человеку. На утрене воскресенья хор впервые исполняет 136-й псалом «На реках Вавилонских» – плач евреев в плену вавилонском. Он напоминает о том, что мы – пленники греха и что освобождение от этого рабства лежит через решительную борьбу с ним, через покаяние.
18 февраля – Вселенская родительская мясопустная суббота
В субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере». Молится о всех христианах, отошедших в Вечность, и особенно – о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания. Это поминальное богослужение открывает череду родительских суббот, которые будут совершаться во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста. Родительская суббота – богослужение редкое, бывает лишь несколько раз в году: кроме мясопустной есть еще Троицкая и Димитриевская субботы.
19 февраля – Неделя о Страшном Суде, Мясопустная
На Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея, в котором напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде (Мф 25, 31–46). В стихирах и тропарях службы изображаются ужасные последствия беззаконной жизни, когда грешники предстанут перед нелицеприятным («неумытным») судом Божиим. В то же время в евангельском чтении указаны дела любви и милосердия, по которым Господь преимущественно произнесет Свой Суд. Каждый может напитать алчущего, напоить жаждущего, посетить больного и узника и сотворить другие дела милосердия. Завершая притчу, Господь говорит: «Так как вы не сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то не сделали и Мне». (Мф 25, 40).
В этот день последний раз перед Пасхой на трапезе разрешается мясо (заговенье на мясо). На утрене звучат сугубо великопостные песнопения из Покаянного канона Андрея Критского – «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к завершению.
20–25 февраля – Сырная седмица, Масленица
Нет ограничений на вкушение яиц, рыбы и молочных продуктов. Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургии не положено, как во время Великого поста. Во вторник в конце вечерни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» с земными поклонами. После вечерни во вторник и четверг служится великое повечерие, тоже с земными поклонами.
26 февраля – Неделя Сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
Уже у самых «врат Четыредесятницы» Церковь вспоминает «от пищи ниспадение Адамово» – изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. Изображению этого события посвящены песнопения вечернего и утреннего богослужений. Мы слышим плач Адама о рае, видим бедствия, в которые ввергла человечество страсть себялюбия и плотоугодия. Этим подчеркивается важность наступающего поста. «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник» мы же «рая жители быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся…» (Утреня, 3-я стихира на хвалитех).
В евангельском чтении на Литургии (Мф 6, 14-21) говорится о необходимом условии для прощения наших грехов: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6, 14-15).
Даётся и правильный образ пощения: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-17).
В этот день последний раз перед Пасхой вкушают пищу животного происхождения (Заговенье на Великий пост). После вечерни, а в приходской практике иногда и после Литургии совершается чин прощения. Подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поётся 136-й псалом. В песнопениях службы звучит напоминание о цели предстоящего поста – встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния чёрного цвета – это первое великопостное богослужение.
27 февраля – начало Великого поста.
* * *
«Неделя» в переводе с церковно-славянского – воскресенье. В этот день не работают – «не делают», он посвящен Богу, в соответствии с четвертой заповедью Закона Божия. Семь календарных дней по- церковно-славянски – «седмица».
Источник: Соболева Татьяна Филипповна – искусствовед, журналист, преподаватель