Недели подготовительные к Великому посту. 5 февраля, впервые в этом году на воскресной утрене будут исполнены стихиры «Покаяния отверзи ми двери…», которые мы будем слышать за Богослужением до воскресенья пятой недели Великого поста.

За три недели до поста Церковь начинает готовить к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. В каждом воскресном Евангелии мы слышим поучительные истории о пагубности греха и неотвратимости ответа за него, о силе покаяния, прощения и великом милосердии Божием. «Образ за образом проходят перед нами евангельские люди, которые являют, что стоит между нами и жизнью вечной, открывающейся уже здесь, на земле…» Так передает значение подготовительных недель митрополит Антоний Сурожский.

Характер богослужений постепенно меняется, становится более покаянным. В привычный порядок вплетаются песнопения из Постной Триоди – сборника великопостных гимнов и молитв. На протяжении трех седмиц (две из них сплошные) смягчаются или отменяются постные дни. Последняя, Сырная седмица, которую называют также Масленицей, проходит уже без мяса.

Каждая подготовительная неделя имеет особое название – в соответствии с тем, какое читается Евангелие в воскресный день.

5 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, на Литургии будет читаться одноименная евангельская притча (Лк 18, 10-14). Мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей – человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. По словам Господа, мытарь более оправдан перед Ним, чем фарисей, «ибо всякий, возвышающий сам себя, уничижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18, 14).

12 февраля – Неделя о блудном сыне

На Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки о сыне, который покинул отчий дом, промотал наследство, но затем раскаялся и вернулся (Лк 15, 11-32). Отец, скорбевший о потерянном чаде, принимает его с радостью. Притча говорит о нашей немощи и великом милосердии Божием, иносказательно описывая отношение Бога к падшему человеку. На утрене воскресенья хор впервые исполняет 136-й псалом «На реках Вавилонских» – плач евреев в плену вавилонском. Он напоминает о том, что мы – пленники греха и что освобождение от этого рабства лежит через решительную борьбу с ним, через покаяние.

18 февраля – Вселенская родительская мясопустная суббота

В субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере». Молится о всех христианах, отошедших в Вечность, и особенно – о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания. Это поминальное богослужение открывает череду родительских суббот, которые будут совершаться во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста. Родительская суббота – богослужение редкое, бывает лишь несколько раз в году: кроме мясопустной есть еще Троицкая и Димитриевская субботы.

19 февраля – Неделя о Страшном Суде, Мясопустная

На Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея, в котором напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде (Мф 25, 31–46). В стихирах и тропарях службы изображаются ужасные последствия беззаконной жизни, когда грешники предстанут перед нелицеприятным («неумытным») судом Божиим. В то же время в евангельском чтении указаны дела любви и милосердия, по которым Господь преимущественно произнесет Свой Суд. Каждый может напитать алчущего, напоить жаждущего, посетить больного и узника и сотворить другие дела милосердия. Завершая притчу, Господь говорит: «Так как вы не сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то не сделали и Мне». (Мф 25, 40).

В этот день последний раз перед Пасхой на трапезе разрешается мясо (заговенье на мясо). На утрене звучат сугубо великопостные песнопения из Покаянного канона Андрея Критского – «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к завершению.

20–25 февраля – Сырная седмица, Масленица

Нет ограничений на вкушение яиц, рыбы и молочных продуктов. Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургии не положено, как во время Великого поста. Во вторник в конце вечерни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» с земными поклонами. После вечерни во вторник и четверг служится великое повечерие, тоже с земными поклонами.

26 февраля – Неделя Сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

Уже у самых «врат Четыредесятницы» Церковь вспоминает «от пищи ниспадение Адамово» – изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. Изображению этого события посвящены песнопения вечернего и утреннего богослужений. Мы слышим плач Адама о рае, видим бедствия, в которые ввергла человечество страсть себялюбия и плотоугодия. Этим подчеркивается важность наступающего поста. «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник» мы же «рая жители быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся…» (Утреня, 3-я стихира на хвалитех).

В евангельском чтении на Литургии (Мф 6, 14-21) говорится о необходимом условии для прощения наших грехов: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6, 14-15).

Даётся и правильный образ пощения: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-17).

В этот день последний раз перед Пасхой вкушают пищу животного происхождения (Заговенье на Великий пост). После вечерни, а в приходской практике иногда и после Литургии совершается чин прощения. Подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поётся 136-й псалом. В песнопениях службы звучит напоминание о цели предстоящего поста – встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния чёрного цвета – это первое великопостное богослужение.

27 февраля – начало Великого поста.

* * *

«Неделя» в переводе с церковно-славянского – воскресенье. В этот день не работают – «не делают», он посвящен Богу, в соответствии с четвертой заповедью Закона Божия. Семь календарных дней по- церковно-славянски – «седмица».

Источник: Соболева Татьяна Филипповна – искусствовед, журналист, преподаватель