Двунадесятый праздник Крещения Господня установлен как воспоминание евангельского события (Мф. 3:13-17, Лк. 3:31-22) о том, как Христос пришел на берег реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи.
В нашем храме богослужения праздника с Великим освящением воды состоятся 18 января (суббота) в 8 утра и 19 января (воскресенье) в 9 утра.
Крещение Господне или Богоявление – это названия праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 19 января. День накануне, 18 января, называется Крещенским сочельником или Навечерием Богоявления. Крещение – двунадесятый (т.е. один из двенадцати важнейших после Пасхи) православный праздник.
В праздник Богоявления верующие вспоминают, как Христос пришел принять крещение от Иоанна Предтечи. Ближайший к Спасителю пророк, предсказывавший Его приход, призывал к покаянию и совершал окунания верующих в водах реки Иордан, во время которых молился Богу об очищении от грехов. Иисус был безгрешен, Он соприкоснулся с этими водами, собиравшими в себе человеческие грехи, и тем самым освятил их. В память об этом событии в праздник Крещения и по сей день совершается Великое водосвятие.
Во время Крещения Господня с небес в виде голубя сошел Святой Дух и раздался глас, сообщивший что Христос – Сын Божий. Троица – Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух – явилась в Своей полноте. После этого Спаситель отправился в пустыню для поста и молитвы. Там он провел 40 дней и трижды был искушаем дьяволом, но выстоял, и затем – начал свою проповедь.
С праздником Богоявления связано немало суеверий. Например, некоторые считают, что в Крещенскую ночь любая вода становится святой или что, окунувшись в прорубь, можно «смыть» с себя все грехи. На самом деле, крещенская вода освящается в храме по особому чину в сочельник и в сам праздник, а затем раздается верующим. Очиститься от греха можно только с помощью покаяния и таинства исповеди, а крещенские купания – это лишь праздничная традиция.
О Крещенской воде можно прочитать здесь.
* * *
Зачем крестился Иисус Христос?
Христос пришел к Иордану для того, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка. Для чего же было необходимо креститься Господу, Который был воплощенным Богом и не имел на Себе греха? Ведь этому желанию Иисуса Христа удивился и сам Иоанн Предтеча, который спросил Его: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). На это Спаситель ответил следующее: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). В этих словах Христа можно выделить несколько важных моментов:
во-первых, Иисус Христос, как рожденный в среде народа избранного, должен был исполнить весь закон, данный людям от Бога, то есть реализовать в Себе весь Ветхий Завет; в более широком смысле – просто следовать воле Божьей.
во-вторых, не имея ни одного греха, Господь берет на себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом Своего искупительного крестного пути.
в-третьих, Крещение в Иордане стало знаком того, что спасение человека и Царство Небесное, которое предвозвещали ветхозаветные пророки, уже приблизилось. Теперь свой шаг навстречу должны были сделать сами люди.
После ответа Господа Иоанн крестил Его в водах Иордана через омовение и возложение рук. В древнем Израиле омовение в проточной воде было знаком очищения от совершенного греха, отрицанием греха, обещанием начать новую жизнь. Именно поэтому таким способом крестил людей и пророк Иоанн.
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»
В тот момент, когда Христос помолился и стал выходить из воды, произошло чудесное событие – в видимых и доступных для понимания образах людям явилась вся Пресвятая Троица: Бог Отец в виде голоса из отверзшихся небес, Бог Дух Святой в виде голубя, а Бог Сын уже был явлен в личности Иисуса Христа.
Голос Бога Отца возвестил исполнение ветхозаветного обета о приходе в мир Мессии: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Этих слов весь мир ждал с момента исхода первых людей – Адама и Евы – из рая. Они означали, что Тот, Кто был обещан Богом, уже явился в мир и теперь выходил на Свое служение.
Неслучаен был и образ голубя, в котором на Иисуса Христа сошел Бог Дух Святой. Возможно, это было связано с тем, что со времен праведного Ноя голубь был символом примирения, в частности, Бога и человека. Таким образом, это был видимый знак того, что отныне Бог окончательно примирился с человечеством и наступило время возвращения людей к своему Творцу.