Носите тяготы друг друга. К 100-летию преставления святого праведного Алексия Мечёва
22 июня 1923 года отошел ко Господу святой праведный Алексий Мечёв, известный московский протоиерей начала ХХ века, настоятель Никольского храма в Кленниках, прославленный в лике святых Русской Православной Церкви в 2000 году. Материалы опубликованы в «Журнале Московской Патриархии» (№ 6, 2023PDF-версия).

Носите тяготы друг друга

Cвятой праведный Алексий создал общину, которая стала заметным явлением в православной жизни России ХХ века. И сегодня, спустя десятилетия, в Никольском храме на Маросейке продолжают традиции мечёвцев и чтят память праведного Алексия и его сына, священномученика Сергия, принявшего после смерти отца его приход.

Ирина Алексеевна застала еще первых членов мечёвской общины. Спрашиваю у нее, что выделяло этих людей.

— На надгробном памятнике отца Алексия его духовными чадами сделана надпись: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Эта известная фраза апостола Павла из Послания к Галатам (Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. — Гал. 6:2), которую часто повторял отец Алексий своим прихожанам, стала для них одним из принципов жизни. Их отличало милосердное отношение друг к другу. В приходе было очень много одиноких пожилых людей, и никто из них не был отправлен в дом престарелых. За ними ухаживали до их последних дней. Я помню, как с моими тетей Ириной и тетей Лизой мы ездили к этим бабушкам, мыли их, кормили. И конечно же, членов общины отличала любовь к богослужению и погруженность в него. Они видели на примере отца Алексия, что такое богослужение, что такое служение Господу. Им было важно не просто собраться вместе в храме, а прийти и молиться. Когда приход закрыли, батюшек арестовали, люди собирались в духовные семьи и продолжали молиться. Они постоянно читали Священное Писание, труды святых отцов. И сегодня это продолжается. Когда в 1990 году настоятелем вновь открывшегося Никольского храма на Маросейке стал отец Александр Куликов, он вместе с восстановлением храмовых стен и убранства принялся за возрождение уклада мечёвской общины.

После кончины отца Александра в 2009 году спустя несколько лет настоятелем Никольского храма в Кленниках стал протоиерей Николай Важнов:

— Читаешь о жизни отца Алексия и поражаешься. Ведь трудно себе представить, чтобы на обычном приходе служили каждый день и часто причащали. В то время это было не принято. Восемь лет служил практически без прихожан. Это какая вера и ревность у пастыря! И эти восемь лет, как я сейчас думаю, были подготовкой к его старческому служению, когда ты всего себя отдаешь Богу и людям.

И народ постепенно стал наполнять Никольский храм. И вот, когда народ начал идти, Промысл Божий был таков, что умирает супруга отца Алексия. Он был безутешен, не покидал своей кельи. И в этот трудный для него период жизни в соседний с Маросейкой Златоустинский переулок приезжает отец Иоанн Кронштадтский. И происходит их встреча. «Вы пришли разделить со мной мое горе? — спросил отец Алексий у кронштадтского пастыря. — Не горе твое пришел я разделить, а радость, — ответил отец Иоанн. — Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям. Только отныне начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь, что нет на свете горя больше твоего, так оно тяжело тебе. А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя. И тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и тебе легче станет». Таково было благословение кронштадтского пастыря отцу Алексию на старчество. И он вышел к людям и всего себя отдал тому многочисленному народу, который собрался в храме. С радующимися радовался, с плачущими плакал.

Вот что вспоминал иерей Сергий Дурылин, который был рукоположен в Никольском храме в Кленниках и служил там в начале 1920-х годов:

— Пастырь должен разгружать чужую скорбь и горе. Столь же многократно и упорно учил он [отец Алексий Мечев] разгружать другого, перегружая чужую ношу горя и беды с его плеч на свои. Это и делал он в течение всей своей жизни. Иногда, бывало, войдешь к нему в комнатку после такой разгрузки, когда выйдет от него кто-нибудь, им разгруженный, в слезах, но с просветленным и умиленным лицом или без слез, а с одним открытым обновленным взором, выйдет точно поднявшись, прибавив росту. А он, разгрузчик, сидит — и лица на нем нет. Оно полно безграничной сочувственной скорби, в глазах слезы, голос прерывается от них, голос делается каким-то бесконечно мягким, ласкающим, тихим и вместе с тем глубоко скорбным. «Вот, скажет, была у меня…» — назовет местность, откуда была, и расскажет страшную страницу жестокого горя, столь обычного, нами и не замечаемого, особенно горького женского горя. Казалось, нечем помочь, муж бьет, дети бьют, муж почти преступник по отношению к семье, дети воры, муж в церковь даже не пускает — украдкой сбежала… И все это он взял на себя. Прибавилось новое имя в его молитвах, прибавилась новая, вечно памятуемая скорбь в его сердце, прибавилась новая молитвенная забота лишний раз упорно стучаться за нее Богу, за какую-нибудь скорбящую рабу Божию Параскеву… А ей сказано кратко и весело: «Бог милостив, все обойдется, буду молиться за тебя»1

К этой молитве друг за друга отец Алексий приучал и своих прихожан, она в итоге сплотила общину.

Отец Николай Важнов был связан с мечёвской общиной задолго до того как его назначили настоятелем в Никольский храм на Маросейке. Молодым иереем он начинал служить в известном московском храме Илии Пророка в Обыденном переулке, где окормлялась часть мечёвской общины.

— Это были особые люди — смиренные, добрые. Их никак нельзя было вывести из равновесия. При всех обстоятельствах они могли найти себя, вспоминая те наставления, которые у них остались в сердце от водительства отца Алексия. Общаться с ними или даже просто стоять рядом на богослужении было благодатно. С теплом вспоминаю супругов Сергея Саввича и Александру Федоровну Драгуновых, Николая Евграфовича Пестова — дедушку моей супруги. Мы с ним жили в одной квартире и вместе ездили на раннюю Литургию в Обыденный храм. Великий молитвенник и глубокой веры человек. Часть маросейской общины окормлялась в храме святителя Николая в Кузнецах. Какая же была радость, когда храм на Маросейке открыли и все мечёвцы снова в нем объединились! А затем были обретены мощи святого праведного Алексия. Какое это было московское торжество! Сколько людей, сколько священства! До слез. Отец Алексий вернулся в свой храм. И это так чувствуется. Он по-прежнему здесь хозяин, и все совершается по его молитве.

Елена Алексеева

Мечёвцы

Святой праведный Алексий Мечёв удивителен не только тем, что явил пример старчества в миру. Основанная им община по сути продолжает существовать до сих пор. После кончины святого ее принял сын, священномученик Сергий Мечёв, а после него архимандрит Борис (Холчев). У отца Бориса окормлялся будущий протоиерей Александр Куликов. Ему Господь судил стать настоятелем в том храме, где когда-то служил праведный Алексий. И в общину возрожденного храма святителя Николая в Кленниках вернулись в том числе те люди, которые были прихожанами храма до закрытия.

Один из современников свидетельствует: «Мечёвец — это было в то время синонимом строго православного человека»2. И действительно, праведному Алексию в те непростые годы удалось собрать общину людей, стремившихся быть христианами в Советской России.

Революция очень по-разному повлияла на наших соотечественников. Многие из тех, кто были православными «по традиции», отошли от Церкви. Но немалое число людей именно благодаря начавшимся гонениям стали переосмыслять вопросы веры, приобщались к церковной жизни и даже принимали священный сан.

Источник: сайт Патриархия.ру

О жизни святого праведного Алексия Мечёва можно почитать на портале Православие.ру,  на сайте журнала «Фома»

Труды и проповеди святого праведного Алексия Мечёва можно почитать и послушать на сайте «Азбука веры»

НЕКОТОРЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА АЛЕКСИЯ

Проповеди отца Алексия были просты и доходчивы, и слова его проникали в самую глубину сердца.

В предреволюционные годы в кругу интеллигенции живая вера стала вытесняться неодушевленными научными познаниями, а некогда горячие обращения к Богу стали заменяться поверхностным исполнением обрядов.

Настоятель же учил свою паству через покаяние созидать любовь к Богу — Богу Живому, Долготерпеливому и Милосердному, а ради Него учиться и деятельной самоотверженной любви к ближнему. Начинаться же она должна с работы над собой, исправления себя во взаимоотношениях с узким кругом своих ближних — с теми, кого Господь к нам приставил.

О такой любви батюшка говорил:

«Где бы мы не были, должны светить другим: исповедать Господа и этим привлекать к Нему других».

«Со слезами прошу и молю вас: будьте солнышками, согревающими окружающих вас. Если не всех, то хотя бы семью, в которой Господь поставил вас членом».

«Мы должны «разгружать» друг друга. Когда видим, что человеку тяжело, нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь, чем можно. Даже выслушивая других, мы берем на себя их груз. Ведь горе, рассказанное другому, — уже полгоря».

«К окружающим нужно относиться со вниманием, а не небрежно. Тогда Господь, видя наше внимание, и нам окажет внимание».

«Желай счастья всем, и сам будешь счастлив».

Если прихожане жаловались ему на одолевающие их многие скорби, отец Алексий всякий раз спрашивал, как давно они причащались. И если выяснялось, что было это многие месяцы назад, то настоятель пояснял«Бога ты забыл! Потому и Он тебя оставил, вот, оттого то и скорби твои!»

А еще изнемогающих от множества искушений прихожан он утешал: «Среди искушений не смущайся. Кто посылает случай к сражению, Тот даст силы к победе. Будь спокоен духом и уповай на Бога».

Подвижник считал, что более всего Господь милосердствует падшим, которые искренне и горячо перед Ним повинились, а потому он наставлял духовных чад:

«В какой бы грех ты не впал, кайся, и Господь примет тебя в Свои распростертые объятия».

«Воскресший Господь требует и нашего воскрешения».

Огромнейшее значение придавал он правильности выбора духовного наставника, обладающего разумением грамотно направлять вверенные души на путь праведности. Батюшка учил:

«Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченным, и твоя душа как бы приподнята над землей, и ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет и любовь ко всем. Если у тебя появляется желание работать над собой и служить Христу – знай, это твой истинный духовный отец».

Давал батюшка наставления пастве и для повседневной жизни:

«Во всем нужно поступать так: когда что-нибудь нужно сделать, вспомни, как бы поступил в этом случае Христос. Пусть это будет для тебя во всем руководством. Так, постепенно, все греховное и нехорошее будет отступать от тебя».

«Если ты видишь вокруг себя что-либо нехорошее, загляни сейчас же внутрь себя: не ты ли тому причина?»

«У тебя во всем должен быть порядок: и в чтении, и в работе, и в пище. Здесь есть чему поучиться у немцев».

Важнейшее значение придавал отец Алексий постоянному анализу своих поступков и мыслей, наставляя прихожан:

«Каждый вечер просматривай, что хорошего и что плохого ты сделал. За хорошее благодари Бога, а в плохом кайся».

«Замечаешь поползновение ко греху? Тогда положи два поклона Владычице с молитвой: «Пресвятая Богородице, молитвами родителей моих спаси меня грешнаго!» Дух родителей твоих тогда сольется в молитве с духом твоим».

«Ежедневно, как матери, кайся в грехах твоих Божией Матери».

«Нехорошие мысли нападают на тех, кто мало молится. Гнать их надобно. Если одна такая мысль нападает – начинай молиться, а если не одна – бери книгу серьезную или начинай какое-нибудь дело».

Интересны его высказывания о посте:

«В чужом доме, если подадут что скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением телесного и духовного поста».

«Лишнее едят неразумные. Ведь даже лишняя чашка воды, и та может нас возбуждать».

Приступая к изучению Священного Писания, по наставлению праведного батюшки следовало поступать следующим образом:

«Перед чтением Евангелия перекрестись и скажи: «Господи, вразуми меня! Дай мне понять, что тут есть». И после этого бывает, что, как бы, находит на человека некое осенение, и начинает он понимать смысл и того, и другого. И вот тогда надо взять и записать эти мысли».

О том, что такое богоугодная молитва, он пояснял так:

«Как мы должны молиться, чтобы наша молитва была угодна Богу?

Во-первых, с верою, как показывает Притча об исцелении бесноватого.

Во-вторых, со смирением, как мытарь.

В-третьих, с постоянством и терпением, как хананеянка в Притче о неправедном судии и бедной вдовице.

Не исполняет же Бог наши молитвы оттого, что знает, что это не принесет пользы».

ДНИ ПАМЯТИ ПРАВЕДНОГО ОТЦА АЛЕКСИЯ МЕЧЕВА

Подвижническое житие праведного протоиерея Церковь вспоминает в следующие даты:

22 июня – день упокоения праведника

29 сентября – перенесение честных мощей отца Алексия

Чтут его и с прочими угодниками Божиими в день Собора Московских святых. Дата этого торжества переходящая.